в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство
Винокуренное производство в Ярославской губернии
Государственные крестьяне
Картофельно-крахмальная и паточная промышленность
Кустарные промыслы в Угличском уезде в XIX – начале XX веков
Лепной промысел ХIХ – начала ХХ века
Крестьянские неземледельческие промыслы
Писчебумажное производство в губернии в XVIII–XIX веках
Плещеевская мануфактура
Помещичье хозяйство и предпринимательство
Промыслы и ремесла Романов–Борисоглебского уезда
Рыбинские изразцы и кафли
Сельское хозяйство Ярославской губернии XIX - начала XX веков
Табачная промышленность Ярославской губернии XIX – начала XX вв
Ярославская большая мануфактура
Ярославские изразцы


 

Лепной промысел ХIХ – начала ХХ века

Ярославская губерния – один из крупных центров лепного промысла, вида строительного отхода. Зародившись в виде малярного и штукатурного промысла, лепной промысел редко выделялся в самостоятельный вид отхожего промысла. Вероятно, это объяснялось редкостью профессии, и тем, что архитекторы, художники воспринимали мастеров лишь как исполнителей своих замыслов. Однако сами мастера называли и рекламировали себя как специалистов «по лепным работам и штукатурным». По сложившейся с конца ХVIII – начала ХIХ веков специализации в крестьянском отходе строительных рабочих поставляли Ярославский уезд, а Диево-Городищенская волость, Романов-Борисоглебского уезда Давыдковская волость, Даниловского уезда Боровская волость. Лепной промысел крестьян губернии тесно связан с архитектурой барокко, классицизма и др. стилей, игравших определяющую роль при строительстве в Петербурге и реконструкции русских средневековых городов. В старинных центрах лепного промысла, селах Толбухино (бывшее Давыдково), Вятское, Рыбницы с окружающими их деревнями, немало домов с лепниной по фасадам или интерьерах. Богато украшены лепниной парадные улицы городов края: Ярославля, Рыбинска, Мышкина и др.

Строительный отход в виде подряда получил начало еще в середине ХVII века. Крестьяне 43 селений, среди которых Вятское, Рыбницы Ярославского уезда, участвовали в строительных работах московских монастырей, патриарших казенного и дворцового приказов. Дальнейшее развитие строительного отхода связано с созданием новой столицы. Строительство Петербурга в ХVIII веке вызвало большую потребность в рабочей силе. Известны указы Петра I и распоряжения князя А.Д.Меншикова о переводе в Санкт-Петербург каменщиков. В Петербурге в течение многих лет работали беглые крестьяне из ярославских помещичьих вотчин, выполняя в столице «всякую государеву работу» на строительстве каналов города и даже при дворце. Несомненно, часть специалистов использовали и на строительстве в губернском городе. Фасады административных и общественных зданий в стиле провинциального классицизма украшали русты, лопатки, наличники, выполненные в кирпиче и отштукатуренные. Встречается в постройках того времени и лепнина. Она украшала фасады ансамбля присутственных мест на Ильинской (современная Советская) площади, завершая оформление центральных портиков в виде аллегорических фигур, картушей с вензелем Екатерины II. Лепнина в интерьерах встречалась чаще, предположительно в особняке Вахромеевых (здание в стиле барокко на Плацпарадной площади), в церкви Петра и Павла (район Ярославской Большой Мануфактуры) был на потолке живописный плафон с лепным барочным оформлением, в доме Коротовых (ул. Зеленцовская) – лепной потолок. В 1-й половине ХIХ века на фасадах зданий Ярославля лепнина появляется чаще. Нижний этаж по-прежнему обрабатывается штукатурным рустом. Украшением глади второго этажа были переплетающие венки, венки с лентами, рога изобилия, маскароны в замковых камнях окон (д.8 по ул. Пробойной современной Советской), д. 2 по ул. Стрелецкой (Ушинского), д.40 по ул. Мышкинской (Чайковского), д. 35, 108 по ул. Духовской (Республиканской), особняк Пастуховой на Ильинской (Советской) пл.) Если лепной декор ХIХ века пластичен, богат и изыскан, то в 1840–ых годах в обработке фасадов формы мельчают, наблюдается перегрузка фасадов украшениями в духе неорококо. Обычный мотив – тесно скомпонованные и симметрично расположенные раковины, гирлянды, цветы.

Вторая половины ХIХ – начала ХХ веков – время активной застройки Ярославля. На Театральной площади в 1911 году появляется новое здание театра, построенное по проекту архитектора Н.А.Стерина в мотивах московского неоклассицизма. Центральные улицы украшались домами эклектической архитектуры. Парадные фасады их перегружены штукатурными тягами и всевозможными лепными украшениями, заполнявшими собой все плоскости фасадов (например, дома Пастухова на углу ул. Семеновской–Срубной и Зарядья (Пушкина и Собинова), Кузнецова на Волжской набережной (сейчас музей истории города), Дунаева на Дворянской (проспект Октября, 38). Известно, что лепные работы на фасадах театра им. Ф.Г.Волкова и на доме Дунаева выполняла артель подрядчика–лепщика, уроженца деревни Потетюрина Романов–Борисоглебского уезда, Павла Ивановича Анисимова. В эти годы он жил на ул. Духовской (современная Республиканская, д.75-б). В конце ХIХ века на улице Нетеча (современная Собинова) проживал лепщик из деревни Меленки Диево-Городищенской волости К.С. Карачев. Имели дом в Ярославле представители знаменитого рода лепщиков Дылевых из села Давыдкова (современное Толбухино) и др. Возможно, этими мастерами выполнена лепнина в ренессансно-барочном стиле на домах 44/62 и 42/49 по ул. Б. Рождественской (Б. Октябрьской), д. 12 по ул. Угличской (Кирова), д. 29 по ул. Голубятной (Терешковой) и др. На Театральной площади (Волкова) появился дом фотографа Петражитского (д. 38/2 по ул. Стрелецкой (Ушинского). Дом отличается богатой отделкой фасадов, лепными украшениями. Угловая часть дома, выходящая на площадь, оформлена круглым эркером, поддерживаемым скульптурной группой в переплетении гирлянд цветов. Подобно классическим, эти поздние постройки украшали центр города, разбивая каменную ленту улиц. Как правило, лепнина украшала и интерьеры этих домов (д.32 по ул. Духовской (Республиканской и др.) но сохранилась крайне редко.

В селе Давыдково Романов-Борисоглебского уезда в конце ХIХ – начале ХХ веков, по воспоминаниям старожилов и документам, было более десятка лепщиков–отходчиков: Тумаков, Лямин, Дылевы, Невежины, Земсков, Сосин, Корчагин, братья Кружены, Инюшкин, Бирбасовы. В с. Вятском – Г.А.Мачигин, братья А.И. и Н.И.Лузины, К.А.Сакулин. В деревнях Свечкино, Рыбницы, Овсяники, Гузицыно и др. – Л.А.Чернов, П.С.Патушин, А.А.Забелин, братья Титовы и т.д. Занятия населения лепным промыслом сказались на внешнем облике сел Давыдково, Вятское, Рыбницы и окружающих их деревень. Из описания Давыдково на 1880 год: «...дома, большей частью каменные, двухэтажные, большие, красивой архитектуры... В числе деревянных зданий встречаются большие и двухэтажные... На многих из них по карнизу и фронтону находятся лепные украшения. Дома эти составляют собственность лепщиков». Дом Невежина, бывшая чайная Четверикова, имел лепной потолок. В центре села стоит отреставрированный одноэтажный каменный дом, украшенный лепниной Инюшкиных в интерьере и на фасаде.

Основную массу штукатуров, лепщиков поглощали столицы, особенно Санкт- Петербург. Во 2-й четверти ХIХ века в Санкт-Петербурге была известна артель лепщиков во главе с Тимофеем Петровичем Дылевым. Артель этого крепостного крестьянина из Давыдкова Романов–Борисоглебского уезда состояла в основном из отца и его сыновей. Они трудились на отделке административных и дворцовых зданий. По семейной легенде, впервые Дылевы появились в Санкт-Петербурге при строительстве Исаакиевского собора. В 1838 году Тимофей Дылев с товарищами восстанавливал некоторые сгоревшие в 1837 году во время пожара интерьеры Зимнего дворца. В 1839 году Иваном и Петром Тимофеевичами было выполнено убранство Золотой гостиной в Зимнем дворце. Сам Тимофей вместе с сыновьями Полуектом, Александром и Иваном выполняли работы в Новом Эрмитаже. Представители династии работали над правительственными (станция в Новом Петергофе, интерьер зданий Сената и Синода в Петербурге, внутренняя отделка Мариинского дворца, Александрийской больницы в Ораниенбауме) и частными заказами (дворец князя Меншикова в Ораниенбауме, дворец князя Юсупова). Дылевы выполняли лепнину по рисункам известных архитекторов (Г.А.Боссе, Н. Бенуа, А.П. Брюллова).

Династия Дылевых известна Санкт-Петербургу и в ХХ веке. Последний представитель семейной профессии Константин Петрович работал в 1911 году в Стрельне, его внучка Н.М.Уствольская – архитектор-реставратор – участвовала в восстановлении Стрельны после войны. По семейной легенде, прадед ее Петр Тимофеевич выкупился с семьей на свободу за 2000 рублей лишь за два года до реформы 1861 года. Памятником искусству лепщиков Дылевых является небольшой двухэтажный особняк на Обводном канале в Петербурге. Особняк был построен в 1849 году по заказу Тимофея Дылева архитектором А.И.Монигетти.

Вторым центром лепного промысла с середины ХIХ века стало село Рыбницы Даниловского уезда с окружающими деревнями. К Рыбницам примыкает и деревня Свечкино – родина А.М.Опекушина. Его отец – Михаил Евграфович, крепостной крестьянин – был не только лепщиком, но и владел искусством мелкой пластики. Опытный мастер, он ежегодно уезжал на заработки в Санкт-Петербург. Здесь он определил в артель лепщиков и своего двенадцатилетнего сына.

В Москве работал потомственный лепщик из Давыдкова Ефим Иванович Лямин. Он участвовал в оформительских работах на домах по ул. Мясницкой, театре Зимина, имел медаль за отделку храма Христа Спасителя, вместе с земляком В.А.Тумаковым украшал Большой театр. В.А.Тумаков работал в Петербурге, Москве, Ярославле (на оформлении театра им. Ф.И.Волкова), Самаре и др.

Потомственный лепщик Александр Кузьмич Сакулин из Вятского окончил Строгановское художественно-промышленное училище в Москве. Он в начале ХХ века работал в Санкт-Петербурге. А.К.Сакулин украшал лепной интерьер гостиницы «Бристоль», реставрировал лепнину в интерьере присутственных мест в Ярославле, оформлял павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

Традиции ярославских лепщиков были продолжены и в последующие десятилетия.

Н.С. Землянская