в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство
Винокуренное производство в Ярославской губернии
Государственные крестьяне
Картофельно-крахмальная и паточная промышленность
Кустарные промыслы в Угличском уезде в XIX – начале XX веков
Лепной промысел ХIХ – начала ХХ века
Крестьянские неземледельческие промыслы
Писчебумажное производство в губернии в XVIII–XIX веках
Плещеевская мануфактура
Помещичье хозяйство и предпринимательство
Промыслы и ремесла Романов–Борисоглебского уезда
Рыбинские изразцы и кафли
Сельское хозяйство Ярославской губернии XIX - начала XX веков
Табачная промышленность Ярославской губернии XIX – начала XX вв
Ярославская большая мануфактура
Ярославские изразцы


 

Ярославские изразцы

В истории архитектурной керамики ярославский изразец занимает видное место. В Ярославле в конце XVII века искусство русского средневекового изразца пережило последний расцвет (и спустя почти триста лет возродилось в работах ярославских реставраторов–керамистов).

«Изразец» («образить», то есть «украсить») – декоративная плитка; на ее архитектурную принадлежность указывает специальный глиняный выступ в виде ящичка с тыльной стороны – румпа – для крепления изразца к кирпичной кладке стены или печи. Изготавливали изразцы из гончарных глин. Различают изразцы терракотовые, так называемые красные; муравленые или глазурованные изразцы; многоцветные рельефные изразцы, называемые ценинными. Гладкие расписные цветными эмалями изразцы использовали только для облицовки печей с XVIII века

Истоки русского изразцового ремесла связаны с древним Киевом X–XI веков, Старой Рязанью и Владимиром XII века, где археологами найдены первые керамические изделия с прозрачной многоцветной глазурью. Появление во второй половине XV века нового строительного материала, кирпича, привело к замене белокаменных стен на кирпичные. Изменился и их декор. Терракотовые плиты стали дублировать белокаменную резьбу, во многом повторяя в глиняных формах декор камнерезов: стилизованные цветы, пальметты, переплетающиеся побеги. Терракотовые украшения белились вместе с кирпичными стенами зданий, напоминая белокаменные прототипы. До наших дней сохранилось немного зданий с таким декором. Среди них храмы (Троице–Сергиевой Лавре, Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях), а также гражданские постройки, в частности, палаты удельных князей в Угличе, построенные в 80-х годах XV века. Собственно терракотовые изразцы стали изготавливать в Москве, по мнению ученых, со второй половины XVI века. Лицевые поверхности красных изразцов XVI–XVII веков орнаментированы рельефами. Это фантастические растения–цветы и животные («инрог» – лошадь с рогом на голове, «лютый грив» – лев с орлиными крыльями, «китоврас» – кентавр), барсы, двуглавые орлы, а также военные баталии и сцены охоты. Московские красные изразцы привозили и в другие города, ими украшали фасады зданий.

Со временем производство красных изразцов было налажено и в Ярославле. В других провинциальных центрах оно просуществовало до второй половины XVII века и было вытеснено изготовлением муравленых и многоцветных изделий. Ярославское производство было исключением: здесь красные изразцы продолжали делать и в третьей четверти XVII века. Ими были украшены, в частности, храмы Афанасьевского монастыря и церковь Николы Мокрого в Ярославле, Воскресенский собор Борисоглебской слободы (ныне Тутаев).

Московским мастерам принадлежала часть изразцов для Воскресенского монастыря в Угличе, для ростовской церкви Спаса-Преображения на Песках, для трапезной палаты Борисоглебского монастыря. Хорошего качества муравленые изразцы делали в мастерской Александровской слободы. Ими были украшены некоторые монастырские храмы Переславля–Залесского (Всехсвятская церковь Горицкого и собор Федоровского монастырей). В Ярославле выделка муравленых изразцов не получила широкого распространения. Известны только два памятника, украшенные зелеными изразцами. Декор церкви Рождества Христова, строительство которой закончилось в 1644 году, скорее всего, был привозным. В убор храма входили изразцы оливково-зеленого цвета, лентой опоясывающие верх центрального барабана и полукружие апсид. Необычно смотрелась керамическая храмозданная надпись по периметру основного объема здания. Другой храм Ярославля муравлеными изразцами – церковь Михаила Архангела – был украшен в 80-е года XVII века. Огромное торжественное крыльцо церкви декорировали зеленые изразцы, изображающие взятие крепости, башню со стражниками, скачущего всадника, грифа.

Последняя четверть XVII века была временем, когда в Ярославле широко использовались многоцветные эмалевые, или ценинные изразцы. Их появление в середине XVII века связывают с деятельностью белорусских мастеров, выходцев из литовских земель. Они привезли с собой секреты изготовления глухих оловянных эмалей четырех цветов: белого, желтого, бирюзово-зеленого и синего. Кроме эмалей, ими применялась прозрачная коричневая полива, которая на красном черепке изразца имела красивые оттенки. В 70-е годы XVII века производства белорусских и московских мастеров тесно переплетаются, становятся трудно различимыми. Изразцами 80-х годов XVII века мастеров московской Гончарной слободы были украшены, в частности, церковь Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря в Угличе, Введенский собор Ярославского Толгского монастыря. В последней четверти XVII века в такой наряд оделись дома и печи, монастыри и храмы. Ярославль мог соперничать с Москвой обилием многоцветных эмалевых узоров. Этот декор обогатил в 80–90-е годы XVII века не только вновь возводящиеся храмы, но и ранее построенные церкви Ярославля. Пышность керамических облицовок расцветает в изразцовых поясах, лопатках, многосоставных клеймах, карнизах, наличниках ярославских церквей: Иоанна Златоуста и ее колокольни в Коровницкой слободе, Федоровской Богоматери за Которослью, Богоявления, в интерьере галереи церкви Ильи Пророка и особенно замысловато в церкви Николы Мокрого, Тихвинской Богоматери, Петра и Павла на Волге.

Среди излюбленных мотивов ярославских многоцветных изразцов можно выделить цветочную розетку, имеющую московский прототип. В Ярославле она имела более десяти видов. Она представляет бесконечные варианты полевых цветов. Такие изразцы, поставленные вертикально на угол и образующие лопатки, создают керамические композиции, характерные только для Ярославля. К широко распространенным мотивам относятся изразцы с птицами, реальными и фантастическими, в обрамлении разнообразных рамок. Часто на ярославских изразцах изображаются вазоны с цветами. Фризы украшает, как правило, орнамент в виде растительного завитка, который варьируется от сравнительно простой композиции к довольно сложным.

С изменением архитектурного стиля в эпоху Петра I, фасадные изразцы выходят из употребления. Это период безраздельного господства печных изразцов. Их развитие идет от рельефных к гладким с росписью на сюжеты и темы, почерпнутые из различных источников. Многие из них связаны с гравированными изданиями конца XVII – XVIII веков и изображают в занимательных рисунках излюбленные в XVIII века аллегории и символы. В столичных мастерских смена техники и художественных особенностей изразцов произошла быстро за счет внедрения практики голландских мастеров. В провинции переход к безрельефным изразцам происходил постепенно. Характерной особенностью печей в XVIII веке было то, что в их облицовке не повторялся один и тот же рисунок. В дворянских усадьбах и купеческих домах это были дорогие многоцветные изразцы «лучшей работы», с дорогой желтой краской, в состав которой входила так называемая «неапольская желть». В крестьянских жилищах – более дешевые синие или коричнево–зеленые рисунки, и не столь тщательно выполненные. В Ярославле в конце XVIII – первой трети XIX века делали хорошего качества изразцы с многоцветной, в том числе желтой краской, росписью. Сюжетные изображения на них дополнялись надписями, проникнутыми юмором, сентиментальным чувством, или назиданием: «любовь не дремлет», «читаю, а ладу не знаю», «друг мой со мною», «здесь мне место» и др.

Изготовлением изразцов в Ярославле занимались в Коровницкой слободе. По давней традиции и в XIX веке там работали керамические производства: М.А. Кубасовой, А.К.Опитина (1800 г.), С.Н.Звягина (1855 г.), И.И.Коченина (1864 г.), А.А.Кочениной (1899 г.). Производство изразцов существовало в селе Владимирском Леонтьевской волости Мологского уезда и принадлежало А.И.Мусину–Пушкину. В середине XIX века в Рыбинске вырабатывались изразцы за рекой Черемхою на заводе купца К.П.Волкова (1865 г.). К концу XIX – началу XX века относится продукция изразечного завода В.А.Аксенова (село Никольское Панфиловской волости Рыбинского уезда). Его изделия отличаются красочной гаммой многоцветной поливы, техническим совершенством исполнения, разнообразием ассортимента. Кроме того, новоделы терракотовых плит и поливных изразцов завода Аксенова были первым опытом в деле реставрации керамического убранства местных памятников (в частности, терракотового декора палат удельных князей в Угличе).

М.Л.Фесенко