в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Книжная культура (Древнерусский период)
«Вести о России»
Газета «Голос»
Ярославские Губернские ведомости
Ярославские Епархиальные ведомости
Книгоиздательство К.Ф.Некрасова в Ярославле
Литература Ярославского края XIX века
Литература Ярославского края XVIII век
Ярославский литературный сборник
«Северный край»
«Слово о полку Игореве»
«Уединенный пошехонец»
Городские классы рисования
Общество любителей музыкального и драматического искусств
Музыкальная жизнь
Русское музыкальное общество в Ярославле
Ростовское общество любителей искусств (1895-1903)
Художественная жизнь посада Большие Соли XVIII - начала XX веков
Ярославское художественное общество
Художественно-кустарная и ремесленная школа Н.С.Сорокина (1911-1912 гг.).
Особенности говоров Ярославского края
Фольклор Ярославского края
Ярославский портрет
Живопись Углича второй половины XIV-начала XХ веков
Портретная галерея Дома призрения ближнего
Ростовская финифть
Серебряное дело Ярославля
Художественные выставки
Мышкинский театр
Ярославский театр
Фотография в Ярославском крае
Ярославская иконописная школа
Иконописцы Романова-Борисоглебска
Иконопись Ярославля XIII - XV веков
Иконописное искусство Ярославля XVIII-XIX веков
Ростовская икона
Спас Вседержитель
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Книжная культура (Древнерусский период)

Книжная культура Ярославля древнерусского периода (XIII-XVII вв.) обязана своими начальными шагами великому князю Константину Всеволодовичу и в особенности Пахомию, духовнику князя и руководителю первой книгописной и переводческой школы в Ярославле. Киево-печерский монах, Пахомий с 1201 года был игуменом ярославского Петровского монастыря на реке Волге в течение 13 лет, с 1214 года по рекомендации князя Константина поставлен епископом Ростовским, где был до своей смерти в 1216 году. С Пахомием связано сообщение В.Н.Татищева под 1214 годом, что князь Константин (Мудрый) хотел «училища устроя, от Спаса перевести». Спасо-Преображенский монастырь (даже после перемещения отсюда в Ростов княжеской книгописной школы) оставался на протяжении многих столетий крупным центром книжной культуры Руси. К числу первых памятников, созданных в его стенах памятников старо-ярославской книжности относится пергаментная рукопись «Пандекты Никона Черногорца» начала XIII века, Спасское Евангелие и уникальный келейный молитвослов в пергаментных кодексах 30-х годов XIII века.

Видным книжником и первым известным нам ярославским писателем был происходивший из деревни под Ростовом монах, затем игумен Спасо-Ярославского монастыря, епископ Ростовский Прохор, ставший преемником на митрополичьем престоле первого московского митрополита Петра. Прохор создает первую краткую редакцию жития этого святителя: «Представление Петра митрополита всея Руси, а се ему чтение Прохора, епископа Ростовского». Похвальное слово Петру - митрополиту также принадлежит Прохору: «Поучение Петра митрополита, егда припре тверского епископа Андрея в соборе». Ярославская легенда связывает с именем Прохора выдающийся памятник древнерусской книжной культуры начала XIV века «Феодоровское Евангелие» с прекрасной, выполненной в художественной традиции домонгольской Руси входной миниатюрой святого Феодора Стратилата, тезоименитого св. князя Федора Ростиславича Черного, на память которого и вложено было Евангелие в Спасо-Ярославский монастырь в бытность там Прохора. Стилевое сопоставление показывает большую вероятность, что «Представление благоверного и христолюбивого князя Феодора смоленского и ярославского», как и «Представление Петра митрополита» – краткие первоначальные редакции соответствующих житий – принадлежат одному автору – Прохору.

В XIV – XVI веках Спасо-Ярославский монастырь неоднократно подтверждает свое значение как крупный центр книжной культуры Руси, в его стенах составлены новые редакции «Жития Феодора Ярославского»: в конце XV века – иеромонаха Антония, в XV – начале XVI веков - редакция Андрея Юрьева, где использован текст «Слова о погибели Русской земли».

В 1658 году после пожара Ярославля и перенесения мощей святых ярославских князей Феодора, Давида и Константина составлена новая редакция архимандрита Савватия, где в тексте «Жития Феодора Ярославского» использованы Степенная книга, редакция Антония, похвальное слово княгине Ольге, житие князя Владимира I, сказание о Борисе и Глебе, повесть о житии Александра Невского, описание пожара Ярославля (1658 г.). В стенах Спасо-Ярославского монастыря книгописная работа не прекращалась даже в пору лихолетий: здесь составлялись и переписывались Синодики, в том числе лицевые (т.е. с цветными миниатюрами), Хронографы, Прологи и другие сборники агиографического содержания. Здесь находилась, а возможно даже была переписана рукопись с древнерусской поэмой «Слово о полку Игореве», сопровождавшейся в рукописи повестями светского характера - об Индии богатой, об Акире Премудром, о Дигенисе Акрите («Девгениево Деяние»).

Ярославская книжность переживает особенный взлет в эпоху Смутного времени, когда ярославская земля выступает собирателем сил, отразивших иноземное вторжение, - здесь создается ряд возникших в народной среде историко-легендарных сказаний о чудесных явлениях икон, построении обетных церквей и памятных крестов, связанных с событиями Смуты и народной войны начала XVII века.

Кроме того, исследователями отмечены ярославские авторы – книжники (писатели), отразившие в своих произведениях наблюдения и размышления об эпохе Смуты. Можно назвать двух представителей рода ярославских удельных князей – Семена Ивановича Шаховского и Ивана Андреевича Хворостинина.

С.И.Шаховскому принадлежит крупнейшее произведение о времени Смуты, которое ранее приписывалось кн. Катыреву-Ростовскому. «Летописная книга» была написана в 1626 году и на первый план повествования выдвигает не событийную канву, а личности «начальника воинства», отмечает не только положительные, но и отрицательные черты царей, в том числе Ивана IV, государственных деятелей, включая Бориса Годунова и Василия Шуйского, полководцев, например, М.В.Скопина-Шуйского. С.И.Шаховскому принадлежит также «Повесть известно сказуема на память великомученика Димитрия» и ее продолжение «Повести о некоем мнисе» (Г.Отрепьеве), он ставил обширное эпистолярное наследие.

Сочинения И.А.Хворостинина ярко обозначают личность их создателя, необычную для Руси самостоятельность взглядов и оценок автора, из-за чего он имел массу неприятностей, был сослан на покаяние в Иосифо-Волоколамский и Троице-Сергиев монастыри. Описание Смуты содержится в обширном произведении, названном «Словеса дней и царей и святителей московских». Повесть эта, историческая по материалу, очень лична по своей интонации, изобилует стихотворными вставками, часто критична по отношению не только к иностранным деятелям, но и отечественным. Автор начинает ее словами: «Аз бо елика слышах и елика видех никакоже могу таити...» Значительным явлением в развитии русской поэзии начала XVII века явилось написанное в форме акростиха, «краестихованием по буквам», «Изложение на еретики и злохулники». Это своеобразное воспоминание о прошлом религиозном «вольномыслии». И.А.Хворостинин зашифровал в его 1300 стихах не только название трактата, но и имя, отчество и прозвище автора.

Целый ряд произведений демократической сатиры XVII века (например, «Повесть о Ерше Ершовиче...») связаны своим возникновением и бытованием с ярославской землей и ее народом.

Г.Ю.Филипповский