в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Религиозная жизнь народа. Благочестие, паломничество и постриг
Меконфессиональные отношения
Организация церковной жизни
Религиозная жизнь народа. Особые формы аскезы
Религиозные общества
Религиозная жизнь старообрядцев
Рудиментарное язычество в XVII – начале XX века
Взаимоотношения церкви и государства в крае
Монашество и монастыри
Религиозная жизнь народа. Церковные праздники
Крестные ходы
Православная вера
Святость
Юродство
Религиозная жизнь народа. Почитание икон, церковные реликвии
Сказания о Ярославских чудотворных иконах
Чудесные явления
Чудотворные иконы и их явления
Чудотворные иконы
Кладбища
Леонтьевское кладбище в Ярославле
Ярославский некрополь. Тугова гора
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Религиозная жизнь народа. Благочестие, паломничество и постриг

В христианском обществе этическим идеалом являлось благочестие (бытовое исповедничество), предполагавшее и исполнение обрядов, и неуклонное следование нормам евангельской этики, добродетельную жизнь в миру. Практика благочестия включала подачу поминаний, заказ молебнов, освящение поминальной и праздничной пищи. В старости благочестивые люди заблаговременно готовили себе гроб, приобретали подсвечники для постановки вокруг гроба, даже нанимали носильщиков, чтобы отнести тело на кладбище. Распространенными качествами ярославцев были милосердие, правдивость, верность данному слову, готовность к жертве за мир. Христианские представления способствовали укреплению семьи, давали нормы семейной жизни, воспитания детей, общения с окружающим миром. По свидетельству С.Дерунова, «мщения русский народ почти не понимает». Считалось обычным просить прощения у своих семейных перед долгой разлукой, женщинам - перед родами, всякому - перед исповедью, уходя из дому, а также в последний день масленицы.

В середине XIX века А.Архангельский пишет о порядках в селе Давшино: «Благотворительность обнаруживается в готовности помочь ближнему и советом, и делом, ссудить его нужным, а также в милосердии к бедным, в подаяниях. Некоторые из здешних жителей погребают за свой счет умерших в крайней нищете и делают иногда по ним поминки. Гостеприимство выражается в том, что во время праздников здешние жители угощают всех гостей, как родных, так и чужих, и даже часть таких, которых не знают по имени «.

Яркое выражение страннолюбия мы находим в религиозном опыте святого Даниила Переяславского, монаха, затем настоятеля монастыря, который отличался особой заботой о странниках, приходящих к нему, а также и о тех, кто ушел из жизни в пути, без церковного покаяния и причастия, внезапно. Даниил заботится об их телах, собирая их в скудельницу-божедомку, молится о спасении их душ. Согласно житийной легенде, ночами данилова божедомка светилась изнутри, и оттуда несся звон, что было истолковано как знак Божьей милости по отношению к усопшим.

Пример странноприимничества дает «Книга достопамятностей Пошехонского Троицкого собора». 27 июля 1814 года имели в Пошехонье ночлег и отдохновение, возвращающиеся из Вологды на родину пленные итальянцы числом 200 человек; «причем пленники покоимы были и питаемы жителями города с изобилием, а 28-го числа июля отправлены далее». Любопытно, что в конце XIX века в том же Пошехонье по субботам просили милостыню до 200 человек – и всем, вероятно, что-то доставалось. В конце концов, местное купечество решило создать общий денежный фонд и помогать только тем, кто действительно нуждается, а просто ленивых «преследовать законным порядком».

Широкое распространение приобрела благотворительность, выражавшаяся в строительстве «богоугодных заведений» – больниц, приютов, богаделен, школ и училищ. В 1784 году А.Мельгунов организовал сбор средств для строительства в Ярославле Дома презрения ближнего для детей-сирот. Было собрано 18 тысяч рублей, вклады сделали 132 человека, дворяне, купцы. Самым щедрым жертвователем был купец, кожевенный заводчик Иван Яковлевич Кучумов, давший 3 тысячи рублей, а затем, на смертном одре, завещавший еще около 20 тысяч на содержание дома. Сам Мельгунов вложил более 6000 рублей «будто бы данных ему неизвестным благотворителем».

В XIX – XX веках благотворительность в крае процветала. В Романове-Борисоглебске построили и содержали богадельни купцы Евграф Сушин и Хлобыстин, в Пошехонье – купец Пермяков, в Данилове – Е.Ф.Коматовский и Ф.В.Москательников, в Рыбинске – купчиха Быкова и дочь ее Прянишникова, купцы Щербаковы. Рыбинский детский приют был открыт и содержался в основном на средства купеческой вдовы А.Г.Баскаковой и купца Н.И.Тюменева. Рыбинская больница построена купцом Л.А.Поповым.

Благочестие не претендовало на награду, ожидая только воздаяния за гробом. Но иногда оно получало поощрение. В 1805 году в Петербурге граф Кочубей покалечил, мчась на тройке, крестьянина Мологского уезда И.Андрианова. В возмещение ущерба он положил Андрианову пенсию – проценты с тысячи рублей ассигнациями, – каковую тот много лет и получал. А после смерти крестьянина решено было платить пенсию одному из беднейших крестьян Ярославской губернии, отличающемуся «справедливостью и точным исполнением христианских обязанностей». Первым получил награду пошехонец Пармен Иванов.

Характерное выражение благочестия – богоугодные дела на пользу церкви. Это вклады в храмы и монастыри. Так, в XVII веке купец Георгий Лыткин привез из Персии икону Грузинской Божьей Матери, которую, согласно легенде, отвез по повелению свыше в Черногорский (Краснохолмский) монастырь на реке Пинеге. Традицию храмостроительства в крае заложили еще местные князья в XII – XIII веках. Этот обычай сохранялся и в последующем. Расцвет храмостроительства приходится в Ярославле на XVII – первую половину XVIII веков, когда в это богоугодное дело включаются купцы и ремесленные слободы. Импозантный храм Петра и Павла ставят рядом с Ярославской Большой мануфактурой промышленники Затрапезновы. В 1689 - 1700 годах князь Иван Барятинский в качестве «чистой и усердной жертвы» для «вечного спасения и поминовения своей души и душ сродников» построил в переславском Даниловом монастыре колокольню, настоятельские покои, теплую церковь Похвалы Богоматери, братские кельи, святые ворота и ограду, а также пожертвовал в монастырь колокола, лампады, серебряные сосуды, иконы и земли. В 1697 году он принял здесь постриг и умер в 1701 году старцем Ефремом. В 1799 году в Поречье-Рыбном крестьянин А.С.Козлов построил колокольню при Никитской церкви высотой 94 метра (это выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле). Рыбинским купцам показался, тесен старый храм Преображения Господня, его снесли, и в 1838–1851 годах построили огромный новый на средства П.А. и И.А.Миклютиных, А.П.Кувшинникова, А.Д.Смирнова и М.Н.Вязмина. Уроженец Кукобоя купец И.А.Воронин в 1909–1912 годах построил здесь еще один замечательный храм – церковь Спаса Нерукотворного.

Благочестивые люди читали духовные книги. По данным А.Балова, наибольшей популярностью в Пошехонском и Романов-Борисоглебском уездах пользовались жития Алексея человека Божия, Параскевы Пятницы, Георгия Победоносца, Марии Египетской. Распространенными были духовные календари. Читали в крестьянской среде и рукописи, иногда довольно древние. Особенно высока была культура духовного чтения в старообрядческой среде.

Широко была распространена практика хождения на богомолье по святым местам, паломничества к чтимым святыням, общение со старцами. Обычно уход на богомолье совершался по обету, в искупление грехов или в благодарность Богу. Молодые ходили по святым местам перед вступлением в брак или призывом на службу в армию. Старики отправлялись для того, чтобы замолить грехи. Ходили близко, в местные монастыри, к чтимым местным иконам, – и далеко: в Троице-Сергиеву лавру, в Соловецкий монастырь, в Киев, в Санкт-Петербург и к Иоанну Кронштадтскому (на рубеже XIX - XX вв.), к московским святыням. Иные добирались до святой горы Афон и Иерусалима. Так, в 1719-1721 годах ярославский посадский человек Матвей Гаврилович Нечаев совершил путешествие в Святую землю, о чем оставил записки.

Е.А.Ермолин