| Собор Рождественского монастыря в городе Ростове
Храм расположен на Советской площади. Он не раз перестраивался. Была утрачена колокольня. В 1715 году собор Рождественского монастыря был украшен фресковой росписью. Настенная летопись, сохранившаяся на откосе портала западной стены, сообщает только, что храм расписан «тщанием и трудолюбием игуменьи Наталии». Имена работавших здесь мастеров не известны. Однако особенности стиля росписи: ее насыщенная, несколько пестрая цветовая гамма, живой и многословный язык повествования, богатство растительных орнаментов, пристрастие к великолепному узорочью в отделке кулис и предметов утвари, – позволяют причислить ее к лучшим произведениям ярославского стиля петровской эпохи. В 1873 году при игуменье Марии стенопись собора была прописана на пожертвования крестьянина Ивана Алексеевича Рулева. Иконография центрального храма следует ярославским традициям. Сомкнутый свод небольшого собора разделен киноварными разгранками на четыре части, в которых написаны «Новозаветная Троица», «Воскресение», «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение». Изображения четырех евангелистов остроумно перенесены на откосы верхних окон, расположенных на западной стене. Стены делятся горизонтальными разгранками на 5 ярусов. В верхнем очень кратко иллюстрирована земная жизнь Христа. Второй и третий посвящены теме акафиста Богородице. По полноте изложения (25 клейм) и богатству иконографических изводов – это лучший акафистный цикл в стенописях ярославской школы. В двух нижних ярусах очень живо написаны «Страсти Христовы». У самого иконостаса цикл «Страстей» дополняют три сцены из жизни Богоматери: «Зачатие», «Рождество» и «Вознесение». Архитектоника окон и порталов собора выявлена нечетко и не везде одинаково. На одних окнах помещены фигуры преподобных в рост, а другие служат продолжением сюжетных клейм стены. Широкие откосы трех входных порталов, соединяющие центральное помещение храма с трапезной, украшены фигурами преподобных и мучеников. На центральном портале, вместе с ангелами, охраняющими вход в храм, изображены преп. Стефан (патрон Стефана Яворского, местоблюстителя патриаршего престола в петровскую эпоху) и преподобный Исаакий Далматский, считавшийся покровителем новой столицы России – Санкт–Петербурга. На южном портале написаны ростовские чудотворцы: Иосиф Блаженный, Петр Ордынский и Авраамий, получающий жезл от Иоанна Богослова. Последнее изображение снабжено пространным текстом из древнего жития Авраамия. В росписи алтаря ярославские художники остались верны иконографическим традициям церквей Ионы Сысоевича. В конхе центрального алтаря «О тебе радуется», в жертвеннике «Агнец в потире», в дьяконнике «Похвала Богородицы» и «Семь таинств». На западной стене алтаря вверху большая композиция «Почи Бог», а между порталами «Тайная вечеря» и «Омовение ног». На стенах алтаря вселенские и ростовские святители, московские митрополиты, архидьяконы и преподобные. В 1874 году при игуменье Антонии Щепетинниковой были украшены масляной живописью Троицкий придел и трапеза собора. На своде и стенах придела помещены плафоны с «ропетовским» орнаментом и изображением кающейся Магдалины, Николая Чудотворца, Дионисия Ареопагита и явления Христа Марии Магдалине. Эта стенопись и живопись на потолке и своде трапезы выполнена в обычной для эпохи манере, свидетельствующей об упадке церковного искусства. Т.Е.Казакевич
| |