в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Богоявленский Авраамиев монастырь
Алексеевский мужской монастырь
Ансамбль Казанского прихода в городе Рыбинске
Афанасьевский мужской монастырь
Богоявленская церковь в селе Уславцеве
Богоявленский женский монастырь
Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове
Борисоглебский мужской монастырь
Власьевская церковь
Вознесенская церковь в селе Маркове Ростовского уезда
Вознесенская церковь в Ярославле
Угличский Воскресенский мужской монастырь
Воскресенский собор в Тутаеве
Горицкий монастырь
Дмитриевская церковь
Женский Троицкий монастырь
Зачатьевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Ильинско–Тихоновская церковь
Казанская церковь в Рыбинске
Ярославский Казанский женский монастырь
Казанский заштатный общежительный женский монастырь
Кассиано-Учемская Успенская мужская пустынь
Крестовоздвиженский собор в Романово-Борисоглебске
Леонтьевская церковь
Никитский монастырь
Николо-бабаевский монастырь
Николо-Спольская церковь в Ростове
Николо-Улейминский мужской монастырь
Церковь Николы в рубленом городе
Печерская церковь в Ярославле
Покровский мужской монастырь
Сергиевская надвратная церковь Борисоглебского монастыря
Собор Бориса и Глеба Борисоглебского монастыря
Собор Рождественского монастыря в городе Ростове
Спасо-Геннадиев монастырь
Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря
Спасо–Прображенский собор в городе Рыбинске
Спасо-Преображенский собор в Угличе
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь
Сретенская церковь в Ярославле
Толгская церковь в Ростове
Ярославский Толгский монастырь
Троицкий–Даниловский монастырь
Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском
Угличские монастыри
Успенская «Дивная» церковь в Угличе
Успенский Собор
Успенский собор в Мышкине
Успенский собор в Ростове
Федоровский монастырь
Церковь Благовещения в Ярославле
Церковь Богоматери Федоровской в Ярославле
Церковь Богоявления в Ярославле
Церковь великомученицы Варвары
Церковь Владимирской Богоматери
Церковь Воскресения Христова в Ростове
Церковь Григория Богослова в Ростове
Церковь Дмитрия Солунского в Ярославле
Церковь Дмитрия царевича на крови в Угличе
Церковь Ильи пророка в Ярославле
Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Исидора Блаженного (Вознесения) в Ростове
Крестовоздвиженская церковь
Церковь Михаила Архангела в Ярославле
Церковь Николы в Меленках
Церковь Николы Мокрого в Ярославле
Церковь Николы Надеина в Ярославле
Церковь Петра и Павла при мануфактуре
Церковь Петра и Павла на Волжском берегу
Церковь Петра Митрополита в Ярославле
Церковь Рождества Богородицы в селе Вощажниково
Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы посада Большие соли
Церковь Рождества Христова в Ярославле
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Святого Духа
Церковь Спаса на Песках в Ростове
Церковь Спаса на Сенях в Ростове
Церковь Спаса на Торгу в Ростове
Яковлевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Церковь Дмитрия царевича на крови в Угличе

На месте гибели царевича Дмитрия в угличском Кремле в начале XVII века была срублена часовня. В 1630 году построена деревянная шатровая церковь. В 1692 году освящен каменный храм. Отмечают, что нарядная церковь – характерный образец декоративного «узорочного стиля». Красный цвет стен символизирует пролитую кровь. Колокольня церкви невелика, поэтому в силуэте главенствует высокий объем церкви, завершенный пятиглавием. Особенностью храма были лестничный всход и открытая паперть-гульбище с западной и северной сторон. В 1861 году вместо паперти был устроен придел. Особенно красив южный фасад с шестью окнами в два яруса, обрамленных эффектными наличниками.

В 1788 году интерьер церкви Дмитрия на крови был расписан за 750 руб. иконным мастером Борисоглебской слободы Петром Ивановым Хлебниковым «с товарищами». Предположительно в его артели работали ярославские иконники Андрей Осипов и Андрей Карпов Сапожниковы, известные по росписям в Туле, Нерехте и Костроме. Левкасные работы для нее выполняли два угличанина: служитель Алексеевского монастыря Иван Иванов Нарядчиков и посадский Яков Васильев Гиндин. Программа росписи была составлена знаменщиком П.Хлебниковым совместно с протоиереем угличского собора Гавриилом и местным священником Никитою. В летописи на западной стороне четверика сообщено, что роспись совершена «греческим написанием... по благословению преосвященного Арсения Архиепископа Ростовского и Ярославского в лето... от Рождества Христова 1788... месяца семтеврия... на церковные соборные деньги».

Стенопись представляет собою очень оригинальный образец живописного монументального стиля, в котором сохранилась преемственность от форм древнерусской традиции, и вместе с тем появилась органическая связь с формами нового русского классического искусства. Несмотря на наличие в росписи всех традиционных элементов иконописи: глубокой графьи, обобщенных линий, системы пробелов и плавей, в ней преобладает пластически объемное начало. Композиционная схема росписи имеет мало общего с древней ярославской стенописной традицией, в ней появились новые приемы, которые станут характерными для русского церковного интерьера XIX века. В центре сомкнутого свода на фоне желтовато-розоватых облаков огромная фигура Бога Отца, парящего на херувимах. На склонах свода как бы застывшие в молитвенном предстоянии ангельские чины. В верхнем ярусе северной и южной стены апостолы в рост, сгруппированные по трое в простенках между окнами. На откосах окон фигуры ветхозаветных праотцев со свитками. В арках верхних окон изображения символов Иисуса Христа. В среднем ярусе, а на северной стене также и в нижнем, иллюстрированы 12 членов Символа веры. Всю западную стену центрального куба занимает большая, свободно скомпонованная картина под названием «Убиение святого благоверного князя царевича Димитрия Угличского». Этот композиционный мотив был заимствован авторами росписи с известной лубочной картинки XVIII века. В целом картина распадается на ряд отдельных композиционных групп, связанных единством сюжета. Здесь помещены сцены жизни царевича в Угличе и изображена версия его смерти: его убийство Данилой Качаловым, Осипом Волоховым и Михаилом Битяговским. Справа от арки, ведущей в трапезу, изображена расправа угличан с убийцами, а под аркой «Отъезд посланцев Бориса Годунова в Москву» и «Перенесение мощей царевича в Архангельский собор Московского Кремля», на фоне которого царевич написан в образе святого мученика, держащего в руке крест. Колорит росписи основательно испорчен грубым ремесленным подновлением 1860-ых годов. Менее всего пострадала от подновлений живопись алтарной апсиды, посвященная теме Страстей Христовых. Исключительно самобытное явление представляет собой живопись трапезы, где иконная традиция почти полностью преодолена и живопись получила почти академический характер. Ее исполнял сам Петр Хлебников, бывший в артели знаменщиком и личником. В своде трапезы с большим декоративным мастерством написаны Саваоф в глории из херувимов и «Дни творения» в овальных медальонах, имитирующих резные золоченые рамы. На стенах трапезы сцены из жизни Адама и Евы, написанные в контрастной светотеневой манере с превосходным знанием классического рисунка и анатомии. На откосах окон изображения угличских святых: кн. Романа, преп. Паисия Угличского, преподобного Кассиана Учемского и Игнатия Ломского, а также священномучеников Модеста и Власия. В своде паперти «Новозаветная Троица», «Заповеди блаженств» и «Чудо Архангела Михаила в Хонех». На восточной стене паперти (по сторонам от входа) «Царевич Дмитрий» и «Битва Архангела с сатаной». Нижнюю часть стен во всех помещениях храма опоясывает филенчатый фриз. Пол церкви выложен из чугунных плит, имеющих форму гранатового яблока. Он был куплен за 170 руб. в 1789 году на средства прихода. Вход в трапезу украшает оригинальная железная дверь с оковкой и репьями, сделанная в 1788 году кузнечных дел мастером Василием Ивановым Пивоваровым.

Бывший иконостас церкви, исполненный в 1787–1788 годах резчиком Лукой Лосевым, не дошел до наших дней. В 1868 году он был заменен новым, довольно заурядным и эклектичным, созданным на пожертвования старосты А.Решетникова и группы прихожан. Все иконы его, за исключением нижнего ряда, написаны в 1860 году. Среди местных икон замечательны «Богоматерь Смоленская», подаренная в 1630 году царем Михаилом Федоровичем еще для деревянной Дмитриевской церкви, и подписанная икона «Вседержитель на троне» (1695 г.), выполненная изографом Оружейной палаты Петром Билиндиным с учениками.

Т.Е.Казакевич



Церковь Дмитрия на крови
Церковь Дмитрия на крови