в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Богоявленский Авраамиев монастырь
Алексеевский мужской монастырь
Ансамбль Казанского прихода в городе Рыбинске
Афанасьевский мужской монастырь
Богоявленская церковь в селе Уславцеве
Богоявленский женский монастырь
Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове
Борисоглебский мужской монастырь
Власьевская церковь
Вознесенская церковь в селе Маркове Ростовского уезда
Вознесенская церковь в Ярославле
Угличский Воскресенский мужской монастырь
Воскресенский собор в Тутаеве
Горицкий монастырь
Дмитриевская церковь
Женский Троицкий монастырь
Зачатьевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Ильинско–Тихоновская церковь
Казанская церковь в Рыбинске
Ярославский Казанский женский монастырь
Казанский заштатный общежительный женский монастырь
Кассиано-Учемская Успенская мужская пустынь
Крестовоздвиженский собор в Романово-Борисоглебске
Леонтьевская церковь
Никитский монастырь
Николо-бабаевский монастырь
Николо-Спольская церковь в Ростове
Николо-Улейминский мужской монастырь
Церковь Николы в рубленом городе
Печерская церковь в Ярославле
Покровский мужской монастырь
Сергиевская надвратная церковь Борисоглебского монастыря
Собор Бориса и Глеба Борисоглебского монастыря
Собор Рождественского монастыря в городе Ростове
Спасо-Геннадиев монастырь
Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря
Спасо–Прображенский собор в городе Рыбинске
Спасо-Преображенский собор в Угличе
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь
Сретенская церковь в Ярославле
Толгская церковь в Ростове
Ярославский Толгский монастырь
Троицкий–Даниловский монастырь
Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском
Угличские монастыри
Успенская «Дивная» церковь в Угличе
Успенский Собор
Успенский собор в Мышкине
Успенский собор в Ростове
Федоровский монастырь
Церковь Благовещения в Ярославле
Церковь Богоматери Федоровской в Ярославле
Церковь Богоявления в Ярославле
Церковь великомученицы Варвары
Церковь Владимирской Богоматери
Церковь Воскресения Христова в Ростове
Церковь Григория Богослова в Ростове
Церковь Дмитрия Солунского в Ярославле
Церковь Дмитрия царевича на крови в Угличе
Церковь Ильи пророка в Ярославле
Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Исидора Блаженного (Вознесения) в Ростове
Крестовоздвиженская церковь
Церковь Михаила Архангела в Ярославле
Церковь Николы в Меленках
Церковь Николы Мокрого в Ярославле
Церковь Николы Надеина в Ярославле
Церковь Петра и Павла при мануфактуре
Церковь Петра и Павла на Волжском берегу
Церковь Петра Митрополита в Ярославле
Церковь Рождества Богородицы в селе Вощажниково
Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы посада Большие соли
Церковь Рождества Христова в Ярославле
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Святого Духа
Церковь Спаса на Песках в Ростове
Церковь Спаса на Сенях в Ростове
Церковь Спаса на Торгу в Ростове
Яковлевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Успенский собор в Ростове

Собор находится в центре Ростова. На месте собора еще в конце Х века была построена дубовая церковь. В ХП веке на ее месте был построен собор из белого камня, который рухнул после пожара и был восстановлен в ХШ веке. В пожар 1408 года его своды и глава обрушились, храм был снова восстановлен. Нынешний огромный собор возведен в ХV веке. Митрополит Иона, управляющий Ростовской митрополией 38 лет (1652–1690), проявлял неустанную заботу об укреплении Успенского собора. В 1659 году Иона решил расписать собор стенным письмом. В отписке ярославского воеводы Татищева за 1659 год говорится, что ярославские иконописцы Севастьян Дмитриев и Иосиф Владимиров «с товарищи 5 человек взяты к Ионе соборные церкви для стенного письма». Однако срочный вызов митрополита в Москву не позволил осуществить этот замысел летом 1659 года. Интерьер собора был расписан в 1669–1671 годах дружиной ярославских мастеров в составе Севастьяна Дмитриева, Василия и Константина Ананьиных, Григория Степанова, Дмитрия Григорьева Плеханова, Дмитрия Афанасьева, Якима Филатова, Ивана Гордеева, Адриана Иванова, Петра Лукина, Тимофея Федотова, Федора Савина, Прокопия Семенова, Карпа Михайлова и Ивана Карпова.

Подчиняясь веянию моды и следуя общему духу времени, последователь Ионы митрополит Иосаф Лазаревич (1691–1701 гг.) предпринял существенные переделки в интерьере собора. В 1696–1698 годах по его указу была произведена растеска окон и реставрация отдельных фрагментов стенной росписи на оконных откосах и на восточной стороне каменной алтарной преграды. Реставрацию росписи производил лучший ярославский знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов с товарищами. Он же переписал вновь соборные паперти. При Иосафе Лазаревиче был разобран в 1690-е годы древний тябловый иконостас собора и сооружен новый в стиле украинского барокко. Иконостас Иосафа сгорел при пожаре 1730 года. Между 1733 и 1740 годами при архиепископе Иоакиме были сооружены новые иконостасы: большой 6–-ярусный и четыре малых вокруг столбов. После посещения Ростова императрицей Екатериной II на пожалованные ею деньги началась реставрация стенного письма. В 1778–1779 годах митрополит Самуил Миславский поручил реставрацию собора московскому мастеру Иоанну Дементьеву сыну Лигоцкому в технике масляной живописи. В 1795 году при протоиерее Гаврииле обветшавший алтарь храма был вновь прописан масляной живописью. В 1797 году древние слюдяные оконцы впервые были заменены стекольчатыми. В 1841–1843 годах по распоряжению протоиерея Андрея Тихвинского было проведено третье поновление собора масляной техникой. Провел это поновление ростовский мастер Арсений Иванович Мальгин вместе со своим помощником Алексеем Федоровичем Крыловым.

Летом 1884 года в Леонтьевском приделе собора проводились раскопки под наблюдением Московского Императорского Археологического общества. Были обретены мощи святого Леонтия. После раскопок в приделе была произведена реставрация. В нем выстроили каменную алтарную преграду и каменный барьер с ширинками, отделивший пещерный храм от главного алтаря собора. В 1885 году алтарная преграда была расписана «в древнем стиле» реставратором Николаем Сафоновым. В 1887 году проводилось последнее, пятое по счету, поновление стенописи собора в технике масляной живописи. На сей раз ее выполняли живописцы очень плохой квалификации: ростовские мещане братья Алексей и Илья Бубновы. Их задача по контракту состояла в основном в промывке живописи и покрытии ее новым слоем олифы. В 1956 году реставратором В.Г.Брюсовой были проведены пробные расчистки в жертвеннике собора. В 1973–1974-ых годах бригада художников-реставраторов ЯСНРПМ под руководством В.И.Васина произвела экспериментальные расчистки фресковой росписи из под нескольких слоев масляной записи. Работы, проведенные ими в Игнатьевском приделе (жертвоприношение собора), положили начало новому периоду в подлинно научной реставрации и консервации соборного интерьера.

Первоначальная стенопись собора была исполнена в древних традициях строгого и торжественного стиля, которые более всего соответствовали его величественной архитектуре.

В центральном куполе изображен Вседержитель, благословляющий десницею и держащий в шуйце раскрытое Евангелие. Вокруг него 12 серафимов, между окнами 8 ангелов, 16 херувимов, ниже 8 праотцев в рост, еще ниже в кругах 12 пророков. На парусах евангелисты, между ними «Нерукотворный убрус», на подпружных арках свода апостолы из числа 70. На сводах собора 12 членов «Символы веры». В трех верхних ярусах стен иллюстрации к Новому Завету и земной жизни Иисуса Христа. В четверном ярусе сцены из жития Богородицы и ее Успения, в пятом «Вселенские соборы». Всю западную стену занимает «Страшный суд». На столбах тремя рядами расположены мученики. На столбах за иконостасом апостолы Петр и Павел.

В своде центрального алтаря «Отечество». В конхе «Распятие» с предстоящими, ниже Христос, сидящий на престоле. По сторонам сцены из «Литургии». В горнем месте под троном Вседержителя «Царь Константин» и «Епископ Сильвестр», по сторонам «Собор благочестивых». В апсиде 12 святителей в рост. На западной стене центрального алтаря над царскими вратами девять ангельских чинов. В конхе жертвенника «София Премудрость Божия», в апсиде «Тайная вечеря» и «Омовение ног», ниже архидьяконы в рост. На западной стене жертвенника «Преломление хлеба апостолом Петром». На северной стене арочного приема избранные ростовские святые, ниже мученики Гурий, Самон и Авив, на южной стене «Се не вздремлет храняй Израиля».

Над жертвенником ризничная палатка. На стенах палатки написаны на белом фоне красный херувим, Голгофа и колоссальных размеров красно-черный орнамент, напоминающий узор на турецких бархатах.

В куполе Леонтьевского придела «Аз днесь родих тя», вокруг 10 херувимов, в барабане 6 святителей, ниже 8 ростовских и московских чудотворцев в кругах, на парусах апостолы из числа 70. В конхе алтаря «Ветхозаветная Троица», в апсиде сцены из жития св. Леонтия, ниже Христос, Богоматерь и 12 апостолов в рост. На стенах придела отдельные святители и сцены страданий апостола Андрея, мученицы Екатерины и св. Севастиана.

Т.Е.Казакевич



Вид на Успенский Собор
Вид на Успенский Собор