в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Богоявленский Авраамиев монастырь
Алексеевский мужской монастырь
Ансамбль Казанского прихода в городе Рыбинске
Афанасьевский мужской монастырь
Богоявленская церковь в селе Уславцеве
Богоявленский женский монастырь
Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове
Борисоглебский мужской монастырь
Власьевская церковь
Вознесенская церковь в селе Маркове Ростовского уезда
Вознесенская церковь в Ярославле
Угличский Воскресенский мужской монастырь
Воскресенский собор в Тутаеве
Горицкий монастырь
Дмитриевская церковь
Женский Троицкий монастырь
Зачатьевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Ильинско–Тихоновская церковь
Казанская церковь в Рыбинске
Ярославский Казанский женский монастырь
Казанский заштатный общежительный женский монастырь
Кассиано-Учемская Успенская мужская пустынь
Крестовоздвиженский собор в Романово-Борисоглебске
Леонтьевская церковь
Никитский монастырь
Николо-бабаевский монастырь
Николо-Спольская церковь в Ростове
Николо-Улейминский мужской монастырь
Церковь Николы в рубленом городе
Печерская церковь в Ярославле
Покровский мужской монастырь
Сергиевская надвратная церковь Борисоглебского монастыря
Собор Бориса и Глеба Борисоглебского монастыря
Собор Рождественского монастыря в городе Ростове
Спасо-Геннадиев монастырь
Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря
Спасо–Прображенский собор в городе Рыбинске
Спасо-Преображенский собор в Угличе
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь
Сретенская церковь в Ярославле
Толгская церковь в Ростове
Ярославский Толгский монастырь
Троицкий–Даниловский монастырь
Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском
Угличские монастыри
Успенская «Дивная» церковь в Угличе
Успенский Собор
Успенский собор в Мышкине
Успенский собор в Ростове
Федоровский монастырь
Церковь Благовещения в Ярославле
Церковь Богоматери Федоровской в Ярославле
Церковь Богоявления в Ярославле
Церковь великомученицы Варвары
Церковь Владимирской Богоматери
Церковь Воскресения Христова в Ростове
Церковь Григория Богослова в Ростове
Церковь Дмитрия Солунского в Ярославле
Церковь Дмитрия царевича на крови в Угличе
Церковь Ильи пророка в Ярославле
Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Исидора Блаженного (Вознесения) в Ростове
Крестовоздвиженская церковь
Церковь Михаила Архангела в Ярославле
Церковь Николы в Меленках
Церковь Николы Мокрого в Ярославле
Церковь Николы Надеина в Ярославле
Церковь Петра и Павла при мануфактуре
Церковь Петра и Павла на Волжском берегу
Церковь Петра Митрополита в Ярославле
Церковь Рождества Богородицы в селе Вощажниково
Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы посада Большие соли
Церковь Рождества Христова в Ярославле
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Святого Духа
Церковь Спаса на Песках в Ростове
Церковь Спаса на Сенях в Ростове
Церковь Спаса на Торгу в Ростове
Яковлевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство





Полезные ссылки Компания "Жилстрой" предлагает купить квартиру в строящихся домах Ярославля напрямую у застройщика.
 

Церковь Иоанна Предтечи

Находится на Которосльной набережной, 69. Художественные и, в частности, архитектурные достоинства величественного Предтеченского храма, доминирующего в застройке правобережья реки Которосль, позволяют причислить его к памятникам искусства мирового значения.

На правом берегу реки Которосль, в юго-западной части дореволюционного Ярославля, издревле существовала ремесленная Толчковская слобода, населенная кожевниками (для выделки высококачественных кож в старину применялась ивовая кора, которую измельчали (толкли) в ступах). Есть предание, согласно которому в Толчкове издавна существовал Вознесенский женский монастырь, разоренный в 1609 году отрядом польских интервентов. Хотя не сохранилось документов, подтверждающих это предание, теплая каменная одноглавая церковь, выстроенная здесь в 1659–65 годах на месте сгоревшей в 1659 году деревянной, была освящена в честь Вознесения Господня. На юге стороне алтаря находился придел в честь Казанской иконы Божией Матери, увенчанный главкой. В 1671 году было начато и в 1687 году окончено строительство холодного храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами: с северной стороны алтаря – Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, с южной стороны – во имя Вселенских Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Работы велись на средства, собранные жителями Толчковской слободы «всем миром» – в специально для этого заведенной книге среди пожертвований упоминаются, кроме денег, и «поллавки с погребом в сапожном и ветошном ряду», и «двор со строением и кожевенным заводом, дворовою и огородною землею», и «69 зернят жемчугу», и даже «мишурных кружев на 32 рубля».

Каждый из приделов и главный храм имеет отдельное пятиглавие, что придает церкви особенно выразительный вид. С западной, северной и южной сторон устроены нарядные высокие крыльца, покрытые двухскатной крышей. Во внешней отделке храма широко использованы полихромные изразцы, а также красный фигурный кирпич самой разнообразной формы. В рисунке наиболее сложных его образцов отчетливо угадываются мотивы деревянной резьбы. С трех сторон храм окружает галерея.

Толчковская стенопись, насчитывающая в своем составе около 2000 сюжетных клейм, принадлежит к числу крупнейших культовых живописных ансамблей христианского мира. Она была выполнена с 5 июня 1694 года по 6 июля 1695 года артелью ярославских мастеров в составе Дмитрия Григорьева Плеханова, Федора Игнатьева, Ивана Ануфриева, Василия Никитина, Василия Игнатьева, Ивана Матвеева, Семена Алексеева, Дмитрия Иванова, Семена Иванова, Ивана Семенова, Федора Уварова, Матвея Сергеева, Александра Григорьева, Якова Михайлова, Якова Григорьева Вороны. Приделы Казанских чудотворцев и Трех Святителей дописывались мастерами той же артели в 1700 году, роспись паперти была произведена по наказу митрополита Димитрия Ростовского в 1703–1704 годах. Стенопись, как и сам храм, создана на средства жителей Толчковской слободы, крупнейшими вкладчиками были посадские Иван и Андрей Еремины.

Тематика толчковской росписи впечатляет богатством вложенного в нее богословского содержания, масштабностью и изумительной логикой символико-композиционной схемы. В огромном центральном куполе изображен Вседержитель с раскрытым Евангелием. В высоком барабане тремя регистрами размещены 24 ветхозаветных праотца. На парусах написаны евангелисты, на лобовых частях паруса следующие композиции: на восточной «Спас на убрусе», поддерживаемый двумя ангелами, на западной «Богоматерь Знамение» с символами евангелистов, на южной Архангел Гавриил в круге, а на северной Архангел Михаил. На восточной подкупольной арке «Троица Ветхозаветная», на западной – «Сошествие Святого Духа». В юго-западном куполе «Богоматерь Знамение», в парус барабана вписана сложная многофигурная композиция «Древо Иессеево», на подкупольной арке «Крещение Господне». В северо-западном куполе «Иоанн Предтеча в потире», в парусе композиция «Союзом любви связуемые апостолы», представляющая из себя большой деисус из медальонов с Христом и апостолами, на подкупольной арке сцены «Вход в Иерусалим» и «Жены мироносицы». Своды традиционно заняты под изображения праздников. В трех верхних ярусах, включая в. люнеты, очень обстоятельно (в 90 клеймах) иллюстрирована земная жизнь Иисуса Христа, евангельские притчи и заповеди. Четвертый ярус, а на южной стене частично и пятый, посвящен теме Страстей Христовых (44 сцены). В пятом и шестом ярусах в 67 клеймах разработана храмовая тема из «Жития и чудес Иоанна Предтечи». В ней значительное место отведено Усекновению главы Крестителя и сценам ее обретения. В седьмом ярусе западной стены изображены 6 картин «Песни Песней» в аллегорическом толковании – место ветхозаветных персонажей Соломона и Суламифи здесь занимают Христос и его возлюбленная Церковь в образе длинноволосой красавицы в короне и пышном европейском платье. На северной и южной стенах написаны годовые святцы – редчайшее в древнерусском монументальном искусстве изображение календаря православных святых. Толчковские святцы являются уникальным примером миниатюры во фресковой живописи. В трех высоких замкнутых помещениях алтаря общепринятый символико-литургический цикл росписи дополняется литературными сюжетами на тему литургии. В центральной конхе алтаря иллюстрирована церковная песнь «О тебе радуется». На алтарной преграде Богоматерь в образе Царицы Небесной на фоне райских кущей. Роспись основного храма в целом несет на себе печать величавой торжественности и отмечена превосходным пониманием художниками задач монументально–декоративного искусства.

В приделе Гурия и Варсонофия на стенах, разбитых на 4 яруса, написаны 26 сцен из жития этих святых. В одном из клейм примечательно изображение панорамы Свияжского монастыря.

Стенопись паперти Толчковской церкви включает в себя более 500 композиций и по богатству тематических циклов не имеет себе равных в древнерусском искусстве. Склоны ее свода, начиная с северного колена, заполнены преимущественно ветхозаветными сюжетами. В центральной части западного свода над входным порталом написана Троица Новозаветная, на противоположном склоне «Богоматерь Всех скорбящих радость», по сторонам «Апостольские беседы», «Коронование Богоматери», сцены из жизни Юлиана и Василиссы и др. Три перспективных портала на паперти фланкируют традиционные фигуры ангелов. Над арками порталов размещены деисусные композиции из медальонов. Между арками-люнетами четверика и в некоторых местах между окнами отдельные святые в рост со сценами из их житий. Западная и южная стены занимает обширный литературный цикл из русских и переводных духовных сборников XVII века. Здесь иллюстрированы 20 новелл «Великого зерцала», рассказы из Киево-Печерского патерика, из Скитского патерика, повесть Варлаама «О трех друзех», рассказы из Синодика, из запрещенной в XVII веке книги «Мессия правдивый» И.Галятовского. Оригинально трактованы некоторые сцены, образцами для которых послужили гравюры XVII века – «Темница богоугодная» П.Берынды, «Плоды Страстей Христовых» В.Андреева и лубочные картинки – «Корабль веры» и «Ангел хранитель». Почти все сцены сопровождаются обширными пояснительными текстами, иногда написанными виршами. Идущие вдоль стен паперти каменные скамьи расписаны стилизованными гвоздиками и ягодами. Под окнами помещен оригинальный орнамент, состоящий из нежных, реалистически трактованных цветов и бутонов, напоминающий узор на ярославских серебряных изделиях XVII. Во многом близкая светской живописи стенопись толчковской паперти представляет собою своеобразную энциклопедию русской жизни, являет ментальный мир русского человека в период расцвета культуры Ярославля. Она свидетельствует о широте интересов ярославского общества в то время, об его готовности к диалогу с культурой других народов.

В 1904–1905 годах художником из Мстеры М.И.Дикаревым была произведена реставрация икон и фресок храма, переписаны фронтоны крылец, расписаны травами деревянные двери и ставни окон. С 1960-х годов производится укрепление и реставрация стенной живописи.

Высокий резной шестиярусный иконостас главного храма выполнен на рубеже XVII–XVIII веков. Иконостас украшен резными колонками, покрытыми горельефной и сквозной резьбой в виде виноградных гроздьев. В приделе Казанских чудотворцев резные царские врата являются великолепным образцом декоративно–прикладного искусства. Их поверхность покрыта ажурной резьбой, состоящей из пышных фантастических цветов и виноградной лозы. В растительный узор вплетены изображения сказочных птиц и грифонов.

В начале XVIII века при церкви сооружается ярусная колокольня, в 1875–1876 годах устраивается каменная ограда. До 1804 года при Предтеченской церкви существовало приходское кладбище. В 1859 году были вызолочены все 15 глав на храме. В 1903–1906 годах был произведен капитальный ремонт, здания главного храма – укреплен фундамент, перезолочены главы, уложен новый керамический пол вместо чугунного в церкви. Закрыта церковь Иоанна Предтечи в 1931 году. Здание теплой церкви Вознесения утрачено.

Казакевич Т.Е., А.Ш.



Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи
Фрагмент фрески
Фрагмент фрески