в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Богоявленский Авраамиев монастырь
Алексеевский мужской монастырь
Ансамбль Казанского прихода в городе Рыбинске
Афанасьевский мужской монастырь
Богоявленская церковь в селе Уславцеве
Богоявленский женский монастырь
Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове
Борисоглебский мужской монастырь
Власьевская церковь
Вознесенская церковь в селе Маркове Ростовского уезда
Вознесенская церковь в Ярославле
Угличский Воскресенский мужской монастырь
Воскресенский собор в Тутаеве
Горицкий монастырь
Дмитриевская церковь
Женский Троицкий монастырь
Зачатьевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Ильинско–Тихоновская церковь
Казанская церковь в Рыбинске
Ярославский Казанский женский монастырь
Казанский заштатный общежительный женский монастырь
Кассиано-Учемская Успенская мужская пустынь
Крестовоздвиженский собор в Романово-Борисоглебске
Леонтьевская церковь
Никитский монастырь
Николо-бабаевский монастырь
Николо-Спольская церковь в Ростове
Николо-Улейминский мужской монастырь
Церковь Николы в рубленом городе
Печерская церковь в Ярославле
Покровский мужской монастырь
Сергиевская надвратная церковь Борисоглебского монастыря
Собор Бориса и Глеба Борисоглебского монастыря
Собор Рождественского монастыря в городе Ростове
Спасо-Геннадиев монастырь
Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря
Спасо–Прображенский собор в городе Рыбинске
Спасо-Преображенский собор в Угличе
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь
Сретенская церковь в Ярославле
Толгская церковь в Ростове
Ярославский Толгский монастырь
Троицкий–Даниловский монастырь
Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском
Угличские монастыри
Успенская «Дивная» церковь в Угличе
Успенский Собор
Успенский собор в Мышкине
Успенский собор в Ростове
Федоровский монастырь
Церковь Благовещения в Ярославле
Церковь Богоматери Федоровской в Ярославле
Церковь Богоявления в Ярославле
Церковь великомученицы Варвары
Церковь Владимирской Богоматери
Церковь Воскресения Христова в Ростове
Церковь Григория Богослова в Ростове
Церковь Дмитрия Солунского в Ярославле
Церковь Дмитрия царевича на крови в Угличе
Церковь Ильи пророка в Ярославле
Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Исидора Блаженного (Вознесения) в Ростове
Крестовоздвиженская церковь
Церковь Михаила Архангела в Ярославле
Церковь Николы в Меленках
Церковь Николы Мокрого в Ярославле
Церковь Николы Надеина в Ярославле
Церковь Петра и Павла при мануфактуре
Церковь Петра и Павла на Волжском берегу
Церковь Петра Митрополита в Ярославле
Церковь Рождества Богородицы в селе Вощажниково
Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы посада Большие соли
Церковь Рождества Христова в Ярославле
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Святого Духа
Церковь Спаса на Песках в Ростове
Церковь Спаса на Сенях в Ростове
Церковь Спаса на Торгу в Ростове
Яковлевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство





Полезные ссылки https://vetdocs.ru ветеринар на дом вызвать врача ветеринара.
 

Церковь Николы в Меленках

Находится на Которосльной набережной, 27. Название церкви произошло от названия закоторосльной Мельницкой слободы, известной с середины XVII века своими мукомольными ветряными, а затем водяными мельницами. По крайней мере, до 1659 года здесь существовал мужской Николосковородский, что на глинищах монастырь. В мае 1609 года польские интервенты разорили монастырь, перебив множество народа и монастырскую братию с игуменом Варсонофием. Монастырь был сожжен, но «в церкви святого Николы токмо паперть обгоре, остался невредно и чудотворный образ святителя Николы Мирликийского». Каменная пятиглавая холодная церковь во имя святителя и чудотворца Николая с приделом на северной стороне паперти в память Прокопия Устюжского была заложена 28 марта 1668 года на средства ярославского купца Мартиниана Дурандина. Освящение храма состоялось 15 октября 1672 года.

Украшением Никольского храма был пятиярусный деревянный резной золоченый иконостас, «обставленный колоннами и украшенный резьбою в виде виноградных ветвей с листьями и гроздьями». Храмовой иконой была обложенная серебряной ризой икона Николая Чудотворца, чудесно уцелевшая после пожара. В зимнее время икону помещали в теплом храме, в специально для этого устроенном месте в иконостасе.

Расписан Никольский храм с 11 июня 1705 по 29 августа 1707 года. Работали здесь ярославские мастера Федор Федоров, Степан Митрофанов, Василий Никитин, Тихон Иванов, Иван Григорьев, Иван Никитин, Иван Сергеев, Моисей Семенов, Федор Иванов, Дмитрий Андреев, Семен Гаврилов, Василий Игнатьев, Гаврило Семенов, Петр Дмитриев, Сергей Владимиров, Василий Петров, Михайло Игнатьев, Степан Степанов. Стенопись трижды поновлялась в течение XIX века. Роспись церкви Николы в Меленках принадлежит в числу наиболее самобытных ансамблей ярославской школы монументальной живописи, в котором со всей полнотой и яркостью раскрылся декоративно-повествовательный метод знаменщика Федора Федорова, впервые выступившего здесь во главе артели художников.

Цветовая гамма росписи построена на открытом контрасте легких и чистых тонов: голубых и разбеленных изумрудных, оливковых, белых, золотисто–охристых и киноварных. Горизонтальные коричневато-красные междуярусные разгранки имеют важное значение в организации внутреннего пространства храма. Они разделяют не только стены и столпы, но также и световые барабаны. Большую роль в организации внутреннего ритма играют архитектурные кулисы. В «чудесах Николы» они носят условный, декоративно-узорчатый характер, напоминания сказочные дворцы в стиле Ренессанса, и в притчах и «Чудесах Богородицы» приобретают чисто русские формы. Нередко в росписи используются мотивы русской деревянной архитектуры. Мягко моделированные лики, написанные зеленоватой охрой с сильными высветлениями. Во многих сценах лики трактованы индивидуально, почти портретно (композиция «Тайная вечеря» в арке центрального алтаря). В одеждах персонажей художники почти полностью отказались от красочной лепки, уделив основное внимание орнаменту. Большую историко-художественную и литературную ценность представляет собой богородичный цикл росписи (в 4-м ярусе), навеянный чудесами из книги И.Галятовского «Небо Новое». Большинство из них иллюстрируют различные апокрифы, связанные с повествованием о земной жизни Богоматери и ее Успением (главный престол в теплом храме меленковского прихода был посвящен Успению). Оригинально трактованы сцены из русской истории: «Защита Печерского монастыря от поляков» и «Спасение Руси от Темир–Аксака». В последней на фоне пейзажей белокаменной Москвы и Владимира изображена пышная процессия крестного хода с иконой Владимирской Богоматери.

Теплая одноглавая церковь во имя Успения Богоматери была построена в 1683 году к северу от теплого храма на средства прихожан. В 1885 году на средства ярославского купца Максима Григорьевича Кузнецова в ней был устроен придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Церковь была расписана, но время росписи не установлено. С 1777 года при Николо–Мельницком храме существовало приходское кладбище.

К началу XX века с бурным развитием производства на Ярославской Большой Мануфактуре встал вопрос о строительстве нового, более вместительного церковного здания, так как старые храмы не отвечали возросшему количеству прихожан. По инициативе и на средства Правления Товарищества Ярославской Большой Мануфактуры, возглавляемого московскими купцами Иваном Андреевичем и Андреем Александровичем Карзинкиными и Гавриилом Матвеевичем Игумновым, 27 июля 1904 года была заложена трехглавая трехпрестольная церковь по проекту академика архитектуры Александра Васильевича Иванова. Церковь посвящена трем святым, соименным упомянутым храмоздателям – преп. Иоанну постнику, архангелу Гавриилу и Андрею Критскому. Над трапезной возвышается колокольня высотой около 42 м с восемью колоколами, помещенными на нее со старой колокольни, стоявшей на берегу реки Которосль. Храм обогревался посредством системы парового отопления, сконструированной в подвальном помещении. Новый храм вмещал до 3000 молящихся. Сооружение его было приурочено к пятидесятилетию основания Ярославской Большой Мануфактуры.

Освящение нового храма было совершено 5 октября 1908 года архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном, будущим патриархом, и епископом Угличским Евгением. Внутри храма был устроен трехъярусный резной иконостас работы художника И.М.Дикарева. Закрыта церковь в 1931 году. В августе 1939 года была снесена колокольня. Время сноса теплой церкви Успения не установлено.

Казакевич Т.Е., А.Ш.