в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Богоявленский Авраамиев монастырь
Алексеевский мужской монастырь
Ансамбль Казанского прихода в городе Рыбинске
Афанасьевский мужской монастырь
Богоявленская церковь в селе Уславцеве
Богоявленский женский монастырь
Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове
Борисоглебский мужской монастырь
Власьевская церковь
Вознесенская церковь в селе Маркове Ростовского уезда
Вознесенская церковь в Ярославле
Угличский Воскресенский мужской монастырь
Воскресенский собор в Тутаеве
Горицкий монастырь
Дмитриевская церковь
Женский Троицкий монастырь
Зачатьевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Ильинско–Тихоновская церковь
Казанская церковь в Рыбинске
Ярославский Казанский женский монастырь
Казанский заштатный общежительный женский монастырь
Кассиано-Учемская Успенская мужская пустынь
Крестовоздвиженский собор в Романово-Борисоглебске
Леонтьевская церковь
Никитский монастырь
Николо-бабаевский монастырь
Николо-Спольская церковь в Ростове
Николо-Улейминский мужской монастырь
Церковь Николы в рубленом городе
Печерская церковь в Ярославле
Покровский мужской монастырь
Сергиевская надвратная церковь Борисоглебского монастыря
Собор Бориса и Глеба Борисоглебского монастыря
Собор Рождественского монастыря в городе Ростове
Спасо-Геннадиев монастырь
Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря
Спасо–Прображенский собор в городе Рыбинске
Спасо-Преображенский собор в Угличе
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь
Сретенская церковь в Ярославле
Толгская церковь в Ростове
Ярославский Толгский монастырь
Троицкий–Даниловский монастырь
Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском
Угличские монастыри
Успенская «Дивная» церковь в Угличе
Успенский Собор
Успенский собор в Мышкине
Успенский собор в Ростове
Федоровский монастырь
Церковь Благовещения в Ярославле
Церковь Богоматери Федоровской в Ярославле
Церковь Богоявления в Ярославле
Церковь великомученицы Варвары
Церковь Владимирской Богоматери
Церковь Воскресения Христова в Ростове
Церковь Григория Богослова в Ростове
Церковь Дмитрия Солунского в Ярославле
Церковь Дмитрия царевича на крови в Угличе
Церковь Ильи пророка в Ярославле
Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Исидора Блаженного (Вознесения) в Ростове
Крестовоздвиженская церковь
Церковь Михаила Архангела в Ярославле
Церковь Николы в Меленках
Церковь Николы Мокрого в Ярославле
Церковь Николы Надеина в Ярославле
Церковь Петра и Павла при мануфактуре
Церковь Петра и Павла на Волжском берегу
Церковь Петра Митрополита в Ярославле
Церковь Рождества Богородицы в селе Вощажниково
Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы посада Большие соли
Церковь Рождества Христова в Ярославле
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Святого Духа
Церковь Спаса на Песках в Ростове
Церковь Спаса на Сенях в Ростове
Церковь Спаса на Торгу в Ростове
Яковлевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Церковь Спаса на Торгу в Ростове

Церковь располагается к востоку от Успенского собора и вписана в план Гостиного двора. Впервые была построена из дерева в 1206 или в 1216 году. Сожжена во время Смуты. Восстановлена в 1654 году, сгорела в 1671 году. Каменная бесстолпная церковь построена в 1685-1690 годах.

По своей устремленности ввысь и наличию сплошной алтарной преграды интерьер церкви Спаса на Торгу близок к интерьерам ростовских митрополичьих храмов. Около 1762-1764 годов храм был расписан по образцу митрополичьих церквей ярославскими мастерами при участии Афанасия и Ивана Шустовых, Михаила Соплякова, Федора Потатуева, Дмитрия и Козьмы Иконниковых, Ивана Сарафанникова, Андрея Сапожникова и др. В 1839 году Спасская церковь сильно пострадала во время большого городского пожара. По-видимому, живопись стен покрылась копотью, что потребовало ее поновления в 1840-ых годах. Тогда же для иконостаса была сделана бронзовая ажурная оправа, украшенная арочками и литыми головками херувимов. Стены, поновленные клеевыми красками в 1840-ых годах, утратили свой первоначальный звучный и яркий колорит, сохранившийся только на сводах и в верхнем ярусе стен.

Система росписи с небольшими изменениями в основном следует сложившимся в Ростове традициям. В куполе «Бог Саваоф», благословляющий двумя руками, в простенках барабана пророки, на парусах и подкупольных арках красные херувимы. Изображения евангелистов перенесены в круглые медальоны над окнами центрального барабана. На сводах основные праздники: «Воскресение», «Вознесение» и «Сошествие Святого Духа». На стенах живопись расположена пятью поясами. В трех верхних очень подробно иллюстрирована земная жизнь Христа и притчи. Последние оригинальны по своей иконографии, занимают иногда по три клейма и сосредоточены на северной и западной стене: «О богаче и бедном Лазаре», «О 10 девах», «О неимущем одеяния брачна», «О потерянной драхме», «О виноградарях», «О добром самарянине», «О хромце и слепце», «О богаче, нажившем богатство». Два нижних яруса посвящены циклу «Страстей Христовых», где исключительна по своей жизненности композиция «Шествие на Голгофу». В центре процессии не Христос, а благоразумный разбойник Рах в крестьянских портах со связанными за спиной руками, безбоязненно следующий к месту казни.

Всю восточную стену занимает 5-ярусный иконостас, четыре верхних яруса написаны прямо на стене. На восточном своде иконостас венчает «Распятие», по сторонам которого «Благовещение» и «Положение во гроб». Перед царскими вратами иконостаса каменная сень на колоннах, украшенных изображениями ангелов с крестами. На лобовой части сени «Распятие» и сцены «Евхаристии», в своде сени «Христос Архиерей».

На оконных откосах преподобные в рост, в замковых арках «Саваоф», «Благое молчание», «Знамение», «Вседержитель», «Ангел Господен», «Эммануил» и «Деисус из трех медальонов».

В отличие от митрополичьих церквей, иконография алтаря скромна. Она ограничена изображением «Христа Вседержителя» в центральной конхе. Остальные части алтаря забелены и украшены классически орнаментом.

В целом роспись отличается хорошими ярусными пропорциями и классически ясным построением всех клейм. Выполненная в 1760-ых годах она говорит о долгом бытовании в ярославской школе древних монументальных традиций. Большую роль в обостренной, почти лубочной, декоративности росписи играют насыщенные по цвету архитектурные кулисы (их значение чисто орнаментальное) и украшающие их узорчатые ткани – велумы, – напоминающие крестьянские занавески из цветной набойки.

Т.Е.Казакевич