| Зачатьевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Первоначальный интерьер каменного храма, воздвигнутого митрополитом Ионой в честь Святой Троицы в качестве монастырского собора, был расписан в 1689–1690 годах ярославскими мастерами, возможно во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым. Система росписи в основном повторяла иконографические приемы, уже сложившиеся в 1670–1680 годы в митрополичьих храмах Ростова. Стены были разбиты на 5 ярусов. В четырех нижних иллюстрировалась земная жизнь Христа, преимущественно по Евангелию от Матфея. В углу храма, в нижнем ярусе, там, где стояла гробница св. Иакова Ростовского, были добавлены сцены рождества и преставления основателя монастыря. Храмовый ярус с сюжетами из истории Святой Троицы, занимал верхние люнеты стен. На сводах располагались праздники, а на алтарной преграде прямо на стене был написан иконостас. Колорит росписи выдержан в характерной для Д.Г.Плеханова зеленовато-охристой гамме. Отдельные клейма безупречны по пропорциям, отличаются сугубым схематизмом построения. Слева обычно располагается группа апостолов, а справа Христос, совершающий то или иное чудо. На столбах написаны монументальные фигуры мучеников, на нижних подпружных арках огромные красные херувимы, а на верхних – фигуры апостолов. Необычна для ростовских храмов система росписи алтаря, более близкая к ярославским традициям. В конхе жертвенника вместо традиционного «Великого входа» и «Агнца в потире» написана «Похвала Богоматери». В конхе дьяконника вместо «Семи таинств» гигантская полуфигура Саваофа, благословляющего двумя руками. На стене алтаря, там, где обычно в ростовских храмах помещается композиция «Почи Бог», написана «София Премудрость Божия» и «Преломление хлеба апостолом Петром». Значительная часть высокого помещения алтаря посвящена циклу «Страстей Христовых». Дьяконник отделен от основного помещения алтаря невысокой каменной преградой, на западной стороне которой написано: «Древо Иессеево», а на восточной «Богоматерь Знамение». В апсиде дьяконника написаны архидьяконы, а в центральном алтаре вселенские святители и патриархи. В 1778 году артель ростовских иконописцев во главе с Андреем Матвеевым поновила живопись в Зачатьевском храме. Реставрация росписи была проведена под наблюдением и при участии иеромонаха Амфилохия (1740–1824 гг.), уроженца Ростова, который в 1770-ых годах по указу Екатерины П. реставрировал соборы Московского Кремля, а впоследствии стал широко известен своей подвижнической аскезой. Гробовой монах Амфилохий похоронен на паперти Зачатьевской церкви рядом со своим не менее знаменитым племянником архимандритом монастыря Иннокентием (1771–1847 гг.). В 1761–1764 годах осташковские резчики Сысой Изотов Шоломотов и Степан Никитин Бочкарев сделали великолепный 5-ярусный иконостас церкви, заслонивший первоначальный написанный на стене иконостас Ионы Сысоевича. Сильно раскрепованный и украшенный полукруглыми фронтонами, витыми колоннами, виноградными гроздьями и головками херувимов, иконостас принадлежит к числу лучших произведений монументальной резьбы в стиле русского барокко. Иконостас заканчивается эффектной и динамичной группой «Вознесения», где возносящийся Христос изображен со знаменем на фоне клубящихся облаков и летящих ангелов. В 1776–1779 годах иконостас был позолочен крестьянином села Покровского Иваном Даниловым Сантеевым. Им же были сделаны и не дошедшие до нас резные сени над гробницами святого Иакова и святого Димитрия Ростовского. Иконы для иконостаса в типичной для барокко манере написал в 1780 году придворный живописец Екатерины П. Венедикт Вендерский. Среди храмовой утвари, хранящейся в фондах Ростовского музея, серебряная рака святого Димитрия Ростовского с надписью, сочиненной М.В.Ломоносовым (вклад императрицы Елизаветы Петровны). В Х1Х веке была выполнена наружная роспись на фронтонах паперти Зачатьевской и примыкающей к ней Яковлевской церкви. Фигуры Христа, Иакова и Димитрия написаны в 1826 году ростовским иконописцем Н.Д.Гладковым, а клейма с изображением «Зачатия св. Анны» и «Св. Троицы» в 1827 году монастырским художником В.А.Птишниковым. Т.Е.Казакевич
| |