в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Даниловский уезд
Любимский уезд
Мологский уезд
Молога
Дворянские усадьбы Мологского уезда
Борок
Веретея
Воскресенское
Иловна
Мурзино
Некоуз
Нескучное
Новинское (Новое)
Сить-Покровское
Шелдомежь
Бушковы
Морозов Н.А.
Мусин–Пушкины
Солнцев Ф.Г.
Сухово–Кобылин А.В.
Мышкинский уезд
Переславский уезд
Пошехонский уезд
Романово-Борисоглебский уезд
Ростовский уезд
Рыбинский уезд
Углический уезд
Ярославский уезд
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Солнцев Ф.Г.

Солнцев Федор Григорьевич (14.4.1801 г., село Верхне-Никульское Мологского уезда Ярославской губернии – 1892 г., Санкт-Петербург).

Художник, археолог, реставратор. Из семьи крепостного крестьянина графа И.А.Мусина-Пушкина. Вскоре после рождения Солнцева его отец, получив место кассира в Императорских театрах, уехал в Петербург. Солнцев оставался в деревне с матерью, которая на шестом году начала обучать его грамоте. Но усилия матери, а потом и управляющего имением графов Мусиных-Пушкиных были безуспешны, мальчик вместо уроков разрисовывал свои тетради. Отец, заметивший склонность сына к рисованию, забрал его в Санкт-Петербург, в 1815 году Солнцев поступил в Академию художеств в Петербурге, где обнаружил необыкновенные успехи. Учился у С.Щукина и А.Егорова. Специализировался «по части археологической и этнографической».

В 1824 году по окончании курса получил малую золотую медаль за картину «Крестьянское семейство». Как перспективный ученик был оставлен в Академии, и в 1827 году за картину «Воздадите Кесарю кесарево, а Божие Богови» получил большую золотую медаль. Еще учась в Академии, Солнцев обнаружил удивительный дар копирования, на который обратил внимание президент Академии Художеств А.Н.Оленин. Первым заданием для Солнцева были копии «Рязанских древностей», найденных в 1822 году, которые он сделал с таким искусством, что, согласно легенде, профессор перспективы М.П.Воробьев принял рисованную бляху за настоящую и пытался взять ее в руки.

В 1830-е годы Солнцев много путешествует по старым русским городам, делая зарисовки утвари и вооружения, предметов церковного культа, археологических находок, зданий, икон, фресок. Сохранилось около 5 тыс. акварельных рисунков с изображением древностей Киева, Чернигова, Новгорода, Смоленска, Полоцка, Рязани, Владимира, Суздаля, Москвы, многих монастырей. С натуры был выполнен альбом рисунков «Типы и костюмы народов России».

Николай I принял Солнцева под свое личное покровительство. «По высочайшему повелению» Солнцев создавал пейзажи, на которых царь дорисовывал батальные сцены, проводил крупные реставрационные работы, выпускал художественные издания. Художественная деятельность Солнцева была, таким образом, включена в контекст официальной идеологемы «Православие, Самодержавие, Народность». В 1834 году Солнцев принял участие в реставрации фресок Дмитриевского собора во Владимире (XII в.). В 1835 году сочинял проекты реставрации царских теремов в Кремле, по которым они были возобновлены, за эту работу Солнцев был удостоен Владимирского креста. В 1836 году за картину «Встреча великого князя Святослава с Иоанном Цимисхием» получил звание академика. В 1838 году Солнцев создал рисунки для паркетного пола Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца (архитектор К.А.Тон). В 1843-1851 годах осуществлял контроль за реставрацией фресок Киевского Софийского собора (XI в.).

Принципы научной реставрации находились тогда в зачаточном состоянии, и «возобновление» было проведено в духе господствовавших тогда вкусов. Утраты были дописаны, все фрески грубо записаны масляной красой, многие изображения были написаны заново. К работе привлекались ремесленники-иконописцы, ножом и топором счищавшие древнюю живопись. Несовершенство подобной реставрации осознавалось уже современниками. Акварели Солнцева стали основой 700 литографированных рисунков капитального 6-томного издания «Древности Российского государства» (1846-1853 гг.). В его атласе были воспроизведены чудотворные иконы, миниатюры рукописей, парсуны, фрески. В 1853 году по рисункам Солнцева были выполнены церковная утварь и облачения священников для Исаакиевского собора в Петербурге (архитектор О.Монферран), фрески, которые писал младший брат Солнцева, Егор, выпускник Академии Художеств. В 1850-е годы Солнцев заведовал работами по изготовлению иконостасов для церквей западных губерний, участвовал во временной комиссии для разбора древних актов юго-запада России.

В 1859 году Солнцев стал членом Императорской археологической комиссии. В 1863 году Солнцев был удостоен титула «почетного вольного общника» Академии Художеств. В 1876 году Солнцев получил звание профессора, и в честь 50-летия его деятельности была выбита золотая медаль.

В течение 30 лет Солнцев - попечитель отделения одаренных детей крепостных крестьян в Академии Художеств. Солнцев создал живописную энциклопедию русской средневековой и народной жизни в ее вещественных памятниках. Солнцев способствовал развитию иконописания и прикладного церковного искусства, сочиняя образцы «в старинном русском стиле» для художников, мебельщиков, золотых дел мастеров и др. Награжден орденами Святой Анны III степени (1835 г.) и Святого Станислава I степени (1888 г.). Наряду с К.А.Тоном считается зачинателем «русского стиля» в российском искусстве. Произведения Солнцева хранятся во многих музеях, в т.ч. и в РИАХМЗ, а альбом «Типы и костюмы народов России» - в славяно-балтийском отделе Нью-йоркской публичной библиотеки.

В.Г., С.С.



Солнцев Ф.Г.
Солнцев Ф.Г.