| Самуил
Самуил (Симеон Миславский) (1731, Глухов - 5.5.1796 гг., Киев), архиепископ ростово-ярославский, меценат, собиратель ярославских письменных древностей, литератор. Сын священника из украинского местечка Глухова, воспитанник Киевской духовной академии. В 26 лет он сделался учителем философии, а с 1761 году - ректором Киевской духовной академии - знаменитого центра грамотности и образования. При Самуиле там развернулась борьба со схоластикой, вводилось преподавание европейских языков, искусств, существовал класс рисования. Ораторский дар Самуила вскоре обратил на него внимание Екатерины II, забравшей его в Россию, он был назначен епископом белгородским. Самуил занял епископскую кафедру в Ростове-Ярославском в 1776 году, а уже с 1777 года получил архиепископский чин. Здесь, уже в зрелом возрасте, стал правой рукой наместника ярославского А.П.Мельгунова, вошел в его кружок любителей словесности, истории, гуманитарных занятий. По-видимому, тогда же Самуил активно собирает свою коллекцию уникальных древних рукописей, пополняет собрание книг в своей библиотеке большинством современных ему изданий - российских и зарубежных. В его библиотеке, согласно сохранившимся каталогам, насчитывалось более тысячи раритетов. В атмосфере творческого подъема духовной жизни Ярославля 70-80-х годов XVIII века «мельгуновский кружок» открывает заново театр, «Дом призрения ближнего», типографию, народное училище, основывают первый журнал провинции. Самуил активно участвует в историко-краеведческих работах, составлении топографических описаний края. С его именем связано появление новой редакции предания «...о построении града Ярославля». По мнению исследователей, Самуил, занимаясь собиранием и выявлением старинных легенд и сказаний, способствовал записи и литературной обработке многих из них. Во всяком случае, ему не были чужды упражнения в составлении своеобразных литратурно-церковных сочинений, - «слов». В изданных при жизни Самуила «словах» можно подметить характерную особенность: почти все они сначала произносились публично по поводу какого-либо гражданского события: в Ярославле таковыми стали «Слово о ... Судейской должности...» (по случаю открытия Ярославского наместничества), «Слово о ... предметах, ... изданных для управления губерний..., говоренное в Ярославле» в 1778 году. Главным фактом литературного творчества Самуила является составленное им продолжение книги крупного деятеля церкви и публициста Димитрия Ростовского «Летопись о ростовских архиереях». Возможно, именно эта работа стала формальным основанием для отнюдь не формального избрания Самуила членом Российской Академии в 1783 году. Сподвижниками Самуила в его занятиях в ярославском крае стали настоятель Спасо-Ярославского монастыря Иоиль Быковский, ростовские владыки-просветители Авраамий и Иринарх. С 1783 года Самуил - митрополит Киевский. В родной Киевской духовной академии он произвел настоящую реформу, ввел на основе русского языка обучение студентов словесности и стихосложению. «И киевский Парнас возобновлен тобою...», - так скажет о результатах реформы Самуилаа в 90-е годы поэт того времени Василий Рубан. Дань добродетелям и талантам Самуила звучит и в словах его друга по ярославскому периоду жизни, наместника А.П.Мельгунова, сказанных императрице об устройстве Ярославской губернии: «...если бы все так, как он, о сем великом деле понимали, то... прямое благоденствие без малейшего затруднения устраивалось бы». Севастьянова А.А
| |