в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Религиозная жизнь народа. Благочестие, паломничество и постриг
Меконфессиональные отношения
Организация церковной жизни
Религиозная жизнь народа. Особые формы аскезы
Религиозные общества
Религиозная жизнь старообрядцев
Рудиментарное язычество в XVII – начале XX века
Взаимоотношения церкви и государства в крае
Монашество и монастыри
Религиозная жизнь народа. Церковные праздники
Крестные ходы
Православная вера
Святость
Юродство
Религиозная жизнь народа. Почитание икон, церковные реликвии
Сказания о Ярославских чудотворных иконах
Чудесные явления
Чудотворные иконы и их явления
Чудотворные иконы
Кладбища
Леонтьевское кладбище в Ярославле
Ярославский некрополь. Тугова гора
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Религиозная жизнь старообрядцев

Огромное значение для духовной жизни края имело старообрядчество. Оно оформилось в середине XVII века как реализация извечного российского стремления к сакрализации всего жизненного уклада, всей жизнедеятельности человека (В.Н.Топоров).

В народе старообрядчество нередко воспринималось как особая, скрытая форма святости. Старообрядческий мир осознавался по аналогии с монастырем и с основным христианским архетипом Царства Божия. Стремление к святости и праведности нашло в старообрядчестве одно из самых ярких и законченных выражений, прочно вошло в сознание, закрепилось в наиничтожнейших мелочах повседневного обихода.

Характерным представителем старообрядчества в крае является уроженец пошехонского села Спас-Лом Григорий (в миру Иван) Неронов. Смолоду воспылав религиозным чувством, он с всею страстью обличает пороки мирян и духовенства, проповедует и толкует Евангелие, устраивает обеды для нищих и странников, ругает власти и пытается вести с ними диалог о вере и спасении. Сосланный за религиозную полемику с властью из Москвы (где был настоятелем Казанского собора на Красной площади), Неронов удаляется на родину в 1656 году, откуда проповедовал и наставлял своих многочисленных приверженцев. 6 мая 1658 года он удостоился ночного видения, ему явился Иисус Христос с сонмом ангелов и, согласно старообрядческому житию Неронова, благословил его словами «не сумнися, но веруй». Из Спас-Ломской Игнатиевой пустыни он ходил в Москву, собирал пожертвования для бедных и нищих, ходатайствовал за обиженных и страждущих, творил, по преданиям, чудеса. В 1666 году был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем покаялся собору, был прощен и переведен в переславский Данилов монастырь, архимандритом которого через три года (1670 г.) умер. Чрезвычайная активность и жизненная энергия Григория продиктованы сознанием им своей миссии, долга, возложенного на него Богом, - спасать мир и ближнего в преддверии последних времен и в подражание Христу.

В практике старообрядцев религиозная аскеза принимала иногда и более экзальтированные формы. Напряженное ожидание конца света выразилось в 80-х годах XVII века в коллективных самосожжениях, которые считались кратчайшим путем к Царству Небесному. Это аскеза добровольно принятого мученичества ради спасения мира, погрязшего в грехах; подражание Христу в его смерти, из любви к Нему. Крупнейшими центрами самосожжений в России стали Пошехонский и Романовский уезды. «Было весь Романов согласился в воду и в огонь, без запности готов», - по свидетельству инока Ефросия.

Еще одной радикальной формой отречения от развратившегося, предавшегося антихристу мира стало распространение с конца XVIII века старообрядческого толка странников (бегунов), с центром в селе Сопелки под Ярославлем. Признав, что мир принадлежит дьяволу и в нем воцарился Антихрист, странники пришли к выводу, что в миру благочестия не соблюсти и душу не спасти. Они отказывались вступать в связь с государством и духовенством, подчиняться законам и распоряжениям властей. Основатель этого толка – уроженец Переславского уезда Евфимий. Он появляется в Юхотской волости в 1780 году, затем скрывается в пошехонских лесах и в деревне Малышево близ Ярославля (где, вероятно, и умер). Крестив себя «в странство», Евфимий учреждает немногочисленную общину – спасенный остаток в безбожном мире. Он требует от своих последователей непримиримого отречения от установленных в государстве порядков, от семьи и собственности. Странники разделились на бескомпромиссных мироотрицателей и на ведущих обычный образ жизни христолюбцев-странноприимцев, которые укрывали «христовых людей» от властей в своих домах, тайниках и т.п. В Ярославском уезде - всероссийском центре странничества – таких «пристаней» - укрытий было в середине XIX века до 284, в 89 поселениях; в Романов-Борисоглебском уезде – 72 в 29 деревнях, в Пошехонском уезде – 74 в 40 деревнях. У странников имелись тайные маршруты и явки, особые знаки, по которым они опознавали друг друга. Перед смертью христолюбец должен стать действительным странником, уйти в бега от мира (по крайней мере, умирающего необходимо было куда-нибудь вынести из его дома, хоть во двор).

Справедливо считается, что в секте странников нашло наивысшее выражение русской страннолюбие как реальное следствие порыва к святости. Любовь к странствующим, к паломникам и к паломничествам - знак инакости человека, не целиком принадлежащего миру сему. Странники представляют русский тип «святого беспочвенника», «кенотипический и христоцентрический тип религиозности, вечно противостоящий в ней бытовому и литургическому ритуализму» (Г.П.Федотов). Именно в такой среде приняла, судя по всему, окончательное письменное оформление легенда о сокровенном граде Китеже, ушедшем под воды озера Светлояр (или под землю) при приближении нечестивых басурман. Характерно, что в редуцированном виде легенда о сокровенном граде появилась в пошехонском краю, в Николо-Ухтоме, по соседству, с которым была святая гора, возникшая, согласно преданию, на месте, где когда-то ушла под землю церковь с богомольцами. В полночь на Пасху здесь раздается глухой благовест погребенных колоколов и загорается на вершине Святой горы свеча.

Духовные христиане-хлысты также были представлены среди ярославских сектантов. Хлысты отбрасывают всю историческую традицию христианства, веря лишь Святому Духу, который овладевает ими во время экстатических радений-оргий. Дух «накатывает» на хлыстовский «корабль», погруженный в ритмический транс, и вещает устами «пророка». Отвергая брак, хлысты исповедовали внебрачную «христову любовь» и полагали, что удовлетворение желаний плоти есть кратчайший путь к ее умерщвлению. Довольно изощренная теология и ритуалистика хлыстов нашла последователей в окрестностях Ярославля, в Угличе.

Ярчайший эпизод, связанный с хлыстовством, случился в 40-ых годах XVIII века в Переславль-Залесском. Здесь возникла община-«корабль» с кормщиком-«христом», которым был крестьянин села Городищ Савелий Прокофьев, а кормщицей-«богородицей» оказалась монахиня Варсанофия из Княж-Андреевского монастыря. Раденья происходили в переславских монастырях. После раскрытия этих обстоятельств участники действ были преданы пытке на дыбе и осуждены.

Е.А.Ермолин