в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Религиозная жизнь народа. Благочестие, паломничество и постриг
Меконфессиональные отношения
Организация церковной жизни
Религиозная жизнь народа. Особые формы аскезы
Религиозные общества
Религиозная жизнь старообрядцев
Рудиментарное язычество в XVII – начале XX века
Взаимоотношения церкви и государства в крае
Монашество и монастыри
Религиозная жизнь народа. Церковные праздники
Крестные ходы
Православная вера
Святость
Юродство
Религиозная жизнь народа. Почитание икон, церковные реликвии
Сказания о Ярославских чудотворных иконах
Чудесные явления
Чудотворные иконы и их явления
Чудотворные иконы
Кладбища
Леонтьевское кладбище в Ярославле
Ярославский некрополь. Тугова гора
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Чудотворные иконы и их явления

К чудесным явлениям относятся и явления икон. С иконами связано немало легенд. Древнейшая из них – о чудесном явлении иконы Божьей Матери на Толге 8 августа 1314 года епископу Трифону (Прохору). Много легенд о чудесном обретении икон относятся к XVII века. В начале века старец Дорофей из Псково-Печерского монастыря по услышанному им в храме приказу Богоматери пришел на родину, в Мологу, с иконой Божьей Матери Печерской Одигитрии, чтобы даровать ей покойное пристанище. На месте, где икона остановилась и дальше идти не пожелала, был основан монастырь, а сама икона с тех пор называлась Югской. В 1612 году в Ярославле явилась икона Спаса Нерукотворного после того, как протоиерею городского собора дважды было сонное видение с указанием взять эту икону в ветхой часовне. В 1620 году, во время строительства первого на посаде каменного храма, к берегу Волги рядом со стройкой пристала явленная икона св. Николая; случившееся чудотворение побудило посвятить храм Николаю Чудотворцу. По чудесному указанию была доставлена в Ярославль из Троице-Сергиевой лавры в 1642 году икона Богоматерь Смоленская. Другой Смоленский образ Богоматери был обретен непосредственно в Ярославле после сонных видений посадскому человеку Бажанову. 25 ноября 1659 года крестьяне села Исакова в Пошехонье обрели в лесу образ Рождества Богоматери, от которого исходил «лучезарный свет». В Николо-Бабаевском монастыре хранилась икона св. Николая, от явления которой и ведется история монастыря; согласно легенде, икона приплыла сюда по Волге на бабайке, т.е. на большом весле, и первый монастырский храм был построен из бабаек.

Одной из последних по времени явленных икон стал образ Богоматери Печерской, обретенный в храме Происхождения честных древ Креста Господня в Спасском монастыре в 1823 года после того, как эта икона явилась во сне ярославской мещанке. А в начале века был обретен образ Николая Чудотворца после того, как купцу Гурьеву, страдавшему от расслабленности, приснилось, что икона сокрыта в его конюшне; позднее она была передана в церковь Вознесения.

Есть легендарные сведения и о чудесном поновлении икон и даже целых иконостасов.

Известен и другой способ появления особо почитаемых (чудотворных) икон. С уже известного чудотворного образа делался список после того, как какому-нибудь человеку было видение или он слышал голос, указывавшие на необходимость сделать список. В Романове была почитаема Казанская икона Богоматери. Она являлась списком с чудотворной иконы Казанской Богоматери из Казани. В 1588 году, приехавшему в Казань ярославцу, Герасиму, явилась Божья Матерь и назначила ему отнести ее икону в Романов, где поместить ее в храме. В 1609 году жители Ярославля построили для иконы храм. Год спустя романовцы предъявили на икону свои претензии, обратившись за содействием к царю Василию Шуйскому. Однако чудеса, случившиеся в это время от иконы, способствовали тому, что она все-таки оставалась в Ярославле, а в Романов попал ее список.

Другой знаменитый список – икона Богоматери Федоровская. Старинная икона Богоматери Федоровская хранится в Костроме; эта икона – покровительница Дома Романовых, ею инокиня Ипатьевского монастыря Марфа благословляла своего сына Михаила Федоровича на царство в 1612 году. В середине XVII века к болезненному сыну ярославского посадского человека Ивана Плешкова явились во сне два благолепных старца в святительском одеянии и распорядились для выздоровления идти в Кострому, снять список с Федоровской иконы и построить для нее в Ярославле храм; это было выполнено, и список помещен в церковь Федоровской Богоматери в Толчкове.

Обязательный признак чудотворной иконы – явление вышней милости. Чудотворный образ – источник чудесных исцелений, спасения от напастей. Эти чудеса описываются в многочисленных сказаниях о чудотворных иконах.

В 1392 году икона Богоматери Толгская в Толгской обители начала источать благоуханное миро, которое сделалось источником многих исцелений и чудес. И в дальнейшем с иконой были связаны чудеса различного характера: воскрешение сына некоего вельможи, исцеление девицы Марии от болезни и от нечистого духа, разрешение неплодства супругов и дарование им чадородия, сохранение иконы Богоматери невредимой в пламени, исцеление царя Ивана Грозного от болезни ног, исцеление священника от глухоты, наказание святотатца, похитившего вещи в монастырском храме и др.

Чудесами прославились все вышеназванные явленные иконы. Часто это чудеса различного свойства, иногда же икона чудотворит в неких рамках. Так, в селе Никольском Ростовского уезда («левее суздальской дороги») образ Николая Чудотворца исцелял страдающих головной болью.

Особый случай – милость иконы не просто по отношению к отдельному человеку, но и для всей земли, для народа. Чудотворные иконы оказывали покровительство городу, помогали горожанам в трудные моменты. К таким иконам относится чудотворный образ Богоматери Ярославский – «икона древнего византийского письма», принадлежавшая ярославским князьям первой династии, а затем оказавшаяся в Успенском Соборе. Она, как считалось, с XIII века была «единственным источником утех и исцелений» для Ярославля.

Провиденциальное значение имело обретение иконы Спаса Нерукотворного в Ярославле 24 мая 1612 года, когда здесь стояло ополчение Минина и Пожарского, а в городе начался мор. Икона остановила эпидемию, Русь была спасена.

В конце XV века в Угличе явилась Покровская икона Богоматери, о которой говорили, что она «была единственным покровом бедственно пострадавшего Углича после убиения царевича Димитрия и в начале XVII века – во время нашествия враждебных ляхов и Литвы».

Икона Смоленской Божьей Матери спасла Ярославль от мора в XVII веке, икона Тихвинская спасла Мологу от моровой язвы в 1771 году, в том же году икона Корсунская из Пилатиков спасла Романов, а Петровск был спасен иконой Боголюбской от мора 1771 года и холеры 1848 году.

Нужно отметить распространенный в крае способ получения благ от чудотворной иконы посредством скачивания с нее воды, которая затем употреблялась для лечения. А.Балов справедливо видит тут языческий рефлекс: замену омовения ножей и дверных скобок знахарями и колдунами. По свидетельству А.Титова, так использовалась едва ли не последняя из явленных чудотворных икон - Богоматери Ярославская Цареградская (Нечаянная Радость) из Нажерова Ростовского уезда. В 1870 году больная женщина получила во сне указание найти икону на речке Новой, а затем скаченной с иконы водой исцелило и женщину, и многих других болящих. В Пошехонье у некоей мещанки был чудотворный складень, который владелица омывала водой и давала пить ее больным: если складень тускнел после омовения, больной, считалось, умрет, а нет - так выздоровеет.

В Давыдковской волости Пошехонского уезда скачивали водой чудотворный крест и воду давали пить больным.

Редкий случай немедленного наказания святотатства освещает история о лике Спасителя, написанном на наружной стене Красной богадельни в Ярославле (в районе храма Спаса на Торгу). При ее сломе в 1788 году рабочий ударил ломом по изображению. Внезапно на щеке Спасителя выступила кровь, а рабочий упал замертво (по другой версии, у него отсохли руки). Это чудо так поразило ярославцев, что часть стены с ликом сохранили, а в 1843 году построили здесь часовню, образ же Спаса Нерукотворного стал одной из главных в городе святынь (часовня находилась при мужской гимназии, позднее – Спасских казармах).

Е.А.Ермолин, К.Н.Бажурко



Крестный ход в Романов-Борисоглебске
Крестный ход в Романов-Борисоглебске
Крестный ход в Романов-Борисоглебске
Крестный ход в Романов-Борисоглебске
Крестный ход на большой московской улице
Крестный ход на большой московской улице