в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Религиозная жизнь народа. Благочестие, паломничество и постриг
Меконфессиональные отношения
Организация церковной жизни
Религиозная жизнь народа. Особые формы аскезы
Религиозные общества
Религиозная жизнь старообрядцев
Рудиментарное язычество в XVII – начале XX века
Взаимоотношения церкви и государства в крае
Монашество и монастыри
Религиозная жизнь народа. Церковные праздники
Крестные ходы
Православная вера
Святость
Юродство
Религиозная жизнь народа. Почитание икон, церковные реликвии
Сказания о Ярославских чудотворных иконах
Чудесные явления
Чудотворные иконы и их явления
Чудотворные иконы
Кладбища
Леонтьевское кладбище в Ярославле
Ярославский некрополь. Тугова гора
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Монашество и монастыри

Монахи появляются на Верхней Волге в XI веке, а может быть, даже в конце X века. Одним из первых русских монастырей стал ростовский Авраамиев, основанный в XI веке. Он входит в число 2 обителей, появившихся на Руси в это время.

В XII веке возникают два монастыря в Переяславле-Залесском, еще один – в Ростове, один – в Ярославле. В XIII веке к ним прибавляются три монастыря в Ростове, один в Ярославле, один в Переславле-Залесском. С XIV века монастыри возникают чаще всего не в городах, а вдали от них. Таких пустыней появилось в крае немало: в лесах Заволжья (по Обноре, в Пошехонье), под Угличем и др. В некоторых монастырях насчитывалось несколько десятков иноков, но чаще их количество было небольшим: 5-6 и менее. Существовали как мужские, так и женские обители.

Монастырский быт был подчинен уставу. Жизнь в обителях была строго упорядочена. Во главе монастыря стоит настоятель (игумен, архимандрит), в женских монастырях – настоятельница (игуменья). Хозяйством ведал келарь, казной – казначей. Прием в монастыри был обычно свободный, хотя нередко от вступавшего требовали внести какой-то вклад деньгами или имуществом. В XVI веке «Стоглав» предписал принимать в монастыри и без вклада.

В монастырь человек уходит от мира, посвящая себя Богу. Он готовит себя к вечной жизни в чаянии спасения путем особой аскезы, трудничества. Монашеский чин предполагает безбрачие, нестяжательство, труд (как духовный – в молитве, посте и др., – так и физический). Монастырский устав регулировал взаимоотношения иноков друг с другом и с настоятелем, распорядок храмовых служб и трудов, имущественные владельческие права. С XIV века распространяются общежительные монастыри, где установлено совместное владение иноков всем имуществом монастыря. Но число таких монастырей не было стабильным.

Монастыри, как правило, становились средоточием духовной жизни в округе. Иногда они были крупными центрами образования. Здесь собирали библиотеки, писали иконы, переписывали книги, вели летописание. Особенно важную роль в этом качестве сыграл Григорьевский затвор в Ростове. При монастырях создавались больницы и богадельни, формировались образцовые хозяйства. Монастырские обители вступали в отношения со светской властью: принимали покровительство и сами поддерживали власть в ее затеях.

Монастырь должен был дать пример достижения духовных высот, «нового неба», явить христианскому миру его преображенный образ. Монастыри влияли на общество через наставления старцев, через исповедь паломников у монахов, через чудеса у мощей и икон.

Далеко не всегда монашеская жизнь соответствовала высокому идеалу. Особенно с XVI века монашество нередко не отличается чистотой нравов. Критики указывают на чревоугодие, пьянство, сквернословие.

С XVI века многие монастыри становятся крупными землевладельцами. Растет их богатство. Таков, например, Спасский монастырь в Ярославле. Одним из восьми крупнейших монастырей в центре Руси в конце XVII века был Борисоглебский монастырь на Устье, имевший более двух тысяч дворов. Это было крупное землевладельческое общество со сложным хозяйством и управлением, «с многообразными житейскими суетами» (В.Ключевский).

В 1723 году Петр I своим указом запретил пострижение в монахи. Окончательно сняла запрет только Елизавета Петровна. В 1764 году Екатерина II ликвидировала церковное землевладение. Подготовка и проведение этой акции встретили резкое неприятие ростовского митрополита Арсения Мацеевича. Монастыри теряют свою экономическую роль. Многие монастыри закрываются, резко сокращается число иноков. Они берутся в штат, на казенное жалование.

В XIX веке особые привилегии получил Спасо-Яковлевский ставропигиальный монастырь в Ростове.

В 1913 году в Ярославской губернии было 15 мужских и 9 женских монастырей (считая и Спасский монастырь в Ярославле), а также один скит и одна община. Кроме того, в Переславль-Залесском уезде было два мужских и три женских монастыря. Полный список обителей: Авраамиев Богоявленский в Ростове, Адрианов Успенский в Пошехонье, Алексеевский в Угличе, Афанасьевский в Ярославле, Борисоглебский на Устье, Дорофеева Югская пустынь, Николо-Успенский под Угличем, Петровский близ Ростова, Покровский Паисиев под Угличем, Спасо-Геннадиев на Сурском озере, Спасский в Ярославле, Спасо-Яковлевский Димитриев в Ростове, Толгский Введенский, Троице-Варницкий в Ростове (мужские); Афанасьевский близ Мологи, Богоявленский в Угличе, Исаков Рождествено-Богородицкий в Пошехонье, Казанский близ Данилова, Казанский в Ярославле, Покровский под Мологой, Рождествено-Богородицкий в Ростове, Севастьянов Спасо-Преображенский на Сохоти, Софийский Успенский в Рыбинске, Успенский Вауловский скит в Романово-Борисоглебском уезде, Преображенская община в Поречье Угличского уезда (женские); Никитский и Троицкий Данилов в Переславле-Залесском (мужские), Николаевский, Федоровский и Солбинско-Николаевская пустынь в Переславле и уезде (женские).

После 1917 года в течение нескольких лет все монастыри были постепенно закрыты.

Е.А.Ермолин



М.И. Дунаева, начальница золотошвейной мастерской Казанского монастыря
М.И. Дунаева, начальница золотошвейной мастерской Казанского монастыря
Работницы золотошвейной мастерской Казанского монастыря
Работницы золотошвейной мастерской Казанского монастыря
Служительницы Казанского монастыря
Служительницы Казанского монастыря
Собор в честь иконы Казанской Божией Матери Казанского монастыря
Собор в честь иконы Казанской Божией Матери Казанского монастыря
Свято-Введенский Толгский монастырь
Свято-Введенский Толгский монастырь