в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Религиозная жизнь народа. Благочестие, паломничество и постриг
Меконфессиональные отношения
Организация церковной жизни
Религиозная жизнь народа. Особые формы аскезы
Религиозные общества
Религиозная жизнь старообрядцев
Рудиментарное язычество в XVII – начале XX века
Взаимоотношения церкви и государства в крае
Монашество и монастыри
Религиозная жизнь народа. Церковные праздники
Крестные ходы
Православная вера
Святость
Юродство
Религиозная жизнь народа. Почитание икон, церковные реликвии
Сказания о Ярославских чудотворных иконах
Чудесные явления
Чудотворные иконы и их явления
Чудотворные иконы
Кладбища
Леонтьевское кладбище в Ярославле
Ярославский некрополь. Тугова гора
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Сказания о Ярославских чудотворных иконах

Сказания о Ярославских чудотворных иконах - группа памятников специфического жанра древнерусской литературы, составляющая наиболее значительную часть комплекса местной литературной традиции XVI-XVIII веков, что является отличительной особенностью ярославской провинциальной (областной или региональной) литературы. Сказания, относящиеся к жанру «сказаний об иконах», «чудесам от икон», распространенному в древнерусской книжности в целом, повествуют о важных и памятных событиях истории края. Сказания были посвящены восьми из более чем 30 насчитывавшихся к середине XIX века в Ярославской епархии чудотворных икон.

Временем наиболее активного составления этих литературных произведений, явился XVII век – «золотой» век Ярославля, отмеченный небывалым расцветом экономической и культурной жизни города.

Одной из главных и наиболее чтимых святынь ярославской земли – иконе Богородицы Толгской – посвящено «Сказание о явлении и чудесах от иконы Богородицы Толгской», текст, которого складывался, изменялся и редактировался в течение XV-XVIII веков. Сказание – единственный источник, повествующий о времени и обстоятельствах основания одной из древнейших обитателей ярославского края – Толгского мужского монастыря. Сказание относит основание Толгского монастыря к 1314 году, однако явные противоречия в тексте произведения, (связанные с именем основателя обители – архиепископа Прохора-Трифона, – а также с обстоятельствами основания монастыря) заставляют усомниться в этой дате и отнести построение первого деревянного храма на территории обители ко времени немногим ранее середины XV в. Старейший список Сказания о явлении и чудесах от иконы Толгской Богородицы датируется временем не ранее 30-40 годов XVII века. Всего насчитывается около 100 его списков. Это свидетельствует о популярности «Сказания» о Толгской иконе, которая в середине XVII века стала известна за пределами Ярославского края. Выделяются две группы редакций Сказания, причем наиболее полными и ценными являются распространенные редакции середины XVII - рубежа XVIII веков, содержащие от 20 до 27 чудес.

Сказание о Казанско-Ярославской иконе, известное под разными названиями и в нескольких редакциях, повествует о событиях Смутного времени на рубеже XVI-XVII веков на территории Ярославского края. Икона Казанской Богоматери, явившаяся в Казани в 1579 году, с конца XVI века стала особо почитаемой на Ярославской земле. В начале XVII века она стала покровительницей династии Романовых. В Ярославле в начале XVII века прославилась икона, бывшая ранним списком с чудотворного явленного образа и написанная в 1588 году. Ко времени конца XVI - начала XVIII веков относятся «Сказания о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Тетюшах» (жителю Романова Герасиму Трофимову близ Казани в 1588 г., хроника доведена до 1603 г.) и «Сказание о принесении иконы в Ярославль и построении нового девичьего монастыря», содержащее рассказ о событиях 1608-1610 годов в Ярославле. Краткая редакция второго Сказания была составлена, как предполагается, не позднее 1613 года жителем Ярославля и очевидцем событий, с использованием документальных источников. Была составлена и пространная редакция «Сказания». Его ценность - в т.ч. в живом подробном описании разорения Ярославля и героической защиты города его жителями в 1609-1610 годах.

Особые Сказания посвящены двум спискам с прославленной иконы Смоленской Богоматери. О Смоленской иконе Богородицы Смоленского монастыря, об основании этого монастыря недалеко от Ярославля в 40-е годы XVII века как дочерней обители Толгского монастыря, о деятельности иноков Толгской обители Иоиля и Гордиана повествует «Сказание о Смоленской иконе Смоленского монастыря, что «на бору». Сказание о Смоленской иконе Богородицы Ярославского Успенского собора повествует о событиях истории Ярославля 50-ых годов XVII века, связанных с «моровым поветрием» 1654 года, и об избавлении ярославцев от этой грозной эпидемии милостью Богородицы через ее чудотворный образ.

Сказание об иконе Спаса Нерукотворного (Обыденного) содержит рассказ о пребывании в 1612 году в Ярославле второго ополчения, когда этот образ чудесно явился, во время моровой язвы, поразившей город. Впоследствии икона неоднократно помогала жителям города в преодолении различных бедствий (засуха 1613 г., пожар 1614 г., «моровое поветрие» 1654 г. и т.д.).

Сказание о Федоровской иконе Богородицы, содержит подробный рассказ о событиях, связанных с постройкой двух известных ярославских церквей – св. Николая чудотворца на Пенье и Федоровской церкви Богородицы в 80-е годы XVII века. Оно приближается по содержанию к летописи церкви и прихода и являет собой пример постепенного превращения произведения, по форме относящегося к традиционному церковному жанру, в яркий памятник посадской литературы.

К Сказаниям об иконах относится и запись чудес от иконы святого Николая в Ярославском Успенском соборе, содержащаяся в рукописи XVI века, а также более позднее по времени Сказание об иконе Богоматери из церкви Происхождения Честных дерев в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре (не ранее 1823 г.), один из списков которого сопровождается собственноручно составленными рассказами исцеленных.

Шабасова О.И.