в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Религиозная жизнь народа. Благочестие, паломничество и постриг
Меконфессиональные отношения
Организация церковной жизни
Религиозная жизнь народа. Особые формы аскезы
Религиозные общества
Религиозная жизнь старообрядцев
Рудиментарное язычество в XVII – начале XX века
Взаимоотношения церкви и государства в крае
Монашество и монастыри
Религиозная жизнь народа. Церковные праздники
Крестные ходы
Православная вера
Святость
Юродство
Религиозная жизнь народа. Почитание икон, церковные реликвии
Сказания о Ярославских чудотворных иконах
Чудесные явления
Чудотворные иконы и их явления
Чудотворные иконы
Кладбища
Леонтьевское кладбище в Ярославле
Ярославский некрополь. Тугова гора
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Православная вера

Основные убеждения ярославцев на протяжении веков имеют характер православной веры. Содержание православной веры ярославцев, качественно не отличаясь от общерусских христианских верований, может быть выражено словами Символа веры. Вера как совокупность богооткровенных истин раскрывается в отношении человека к Богу, миру и ближнему, которое не является раз и навсегда данным. От эпохи к эпохе содержание веры меняется, ее полнота раскрывается в конкретных обстоятельствах частично. С X – XI веков широкий диапазон индивидуального духовного опыта определял противоречивую картину религиозной жизни в крае. Высшие ее формы соседствовали с элементарными.

Повсеместно существовали убежденность в небесном покровительстве, ожидание помощи свыше. В этих верованиях живет надежда на милосердие небесных заступников-покровителей.

В верованиях, связанных с Иисусом Христом, дополняют друг друга представления о суровом хозяине мироздания – и о милосердном помощнике. Те и другие представления отражаются в местном иконописании (ср., напр., сурово-торжественного Спаса из купола Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском (XVII в.) и царственно-спокойного Вседержителя работы Г.Никитина из Федоровской церкви в Ярославле (XVII в.), кроткого, задушевного-тихого Спаса с ярославской иконы начала XIII века – и иератически-бесстрастного, пышно разодетого угличского Спаса на престоле работы П.Билиндина (конец XVII в.).

Широкое распространение имело почитание Богоматери. Богоматерь почитается в крае как посредница между людьми и Богом, защитница от зла и заступница за грешников перед Богом. Она покровительствует городам и селам, стране и народу, всякому христианину. Образ Богоматери удостоверялся почитаемыми в крае иконами: Толгской, Казанской, Югской и др.

В сферу религиозных представлений входит и почитание святых, ушедших в иной мир людей, в отношении которых есть уверенность в том, что они уже получили спасение и наслаждаются вечным блаженством. Почитались, в частности, и местные святые. Святые молятся Богу за людей, покровительствуют тому, кто обращается к ним с просьбами. За святыми обычно закреплялась та или иная область воздействия. Эта специализация имела, как правило, общехристианский характер. А.Балов сообщает: молятся об избавлении от мук умерших без покаяния – святому Паисию и святому Василию Великому, о дожде, благорастворении воздуха и избавлении от грома и молнии – святому пророку Илье, об избавлении скота от болезней и сохранении от зверей – святому Георгию, об избавлении от головной боли – святому Иоанну Предтече и т.д. Святой Флор и Лавр заботятся о лошадях, а святые Косьма и Дамиан – о курах, святая Параскева Пятница – о торговле. Святой Николай – помощник во всякой нужде.

Обычно на местных святых возлагаются заботы о покровительстве над конкретным городом, селом, над населением края. Святой Димитрий Царевич считается защитником Углича, в котором снискал кончину, и в 1654 году, согласно народным представлениям, спас город от моровой язвы. Местным святым могло быть придано и государственно-политическое значение. Так случилось в XV веке в момент чудесного обретения мощей князей Федора, Давида и Константина. Святой Кассиан Грек в начале XVII века, согласно угличской летописи, поразил слепотой ляхов, пытавшихся разорить основанную им монашескую обитель на реке Учме.

Христианские святые функционально заменили языческих божеств. Так, священномученик Власий Севастийский принял на себя в простонародной традиции черты языческого владыки земного мира, «скотьего бога» Велеса (по созвучию имен). Власий предстает покровителем домашнего скота. Ему посвящается Власьевская церковь в Ярославле, расположенная, согласно легенде, на месте капища Велеса.

Почитание христианских святых иногда сочеталось с архаическим ритуалом. В Мышкинском уезде в день святых Косьмы и Дамиана 1 ноября устраивался куриный праздник. В овине старший в доме убивал петуха, ноги которого бросали на избу, чтобы водились куры. Самого же петуха съедали всей семьей за обедом.

Вбирала в себя христианские представления народная космология. Религиозные знания становились почвой для примет и суждений о мире. А.Балов сообщает о миросозерцании пошехонцев: рай здесь располагают на небе, а открывается он раз в год – на Пасху; пятна на месяце – это Каин, убивший Авеля и взятый за свой грех на луну; гром и молнию производит пророк Илья, катающийся по нему на огненной колеснице и убивающий нечистую силу огненными стрелами.

Епископ Порфирий Чигиринский свидетельствует о древнем поверье: «в Ростовском озере во время оно являлся большой рак и обеими клещами благословлял, как архиерей». Порфирий считает, что в этом предании запечатлено воспоминание о языческой насмешке над ростовцами-христианами. Если это и так, то в позднейшем бытовании возобладал иной акцент: указание на древность местного христианства.

По мере углубления духовного опыта христианство раскрывается ярославцам основными своими сторонами. Остро ставится проблема спасения в вечности, личного воскресенья из мертвых. Основаниями спасения понимаются как вера в Христа-Богочеловека, так и деятельная любовь к людям, милосердие и милостыня. Однако тяжесть греха не позволяет человеку рассчитывать на обретение спасения, сколь бы добродетелен он сам себе и близким ни казался. Сознание греха является причиной покаянного настроя, готовности разделить печать Богоматери Толгской, огорченной уязвленностью мира злом.

Религиозное брожение в крае впервые дает о себе знать в 1380-е годы. В Ростове сильное влияние получил Маркиан, он учил «иконам святым не поклоняться, называя их идолами». С ним вступил в публичную полемику прибывший на ростовскую кафедру епископ Иаков и поразил Маркиана «духовным мечом». Маркиан был изгнан из Ростова. Однако при не совсем понятных обстоятельствах вскоре из города был удален и Иаков, переправившийся, согласно легенде, по озеру на мантии к пустому берегу и основавший там монастырь (Спасо-Яковлевскую обитель).

В XVI веке разгорается борьба за чистоту веры, начинается поиск ересей. В середине века в заволжских монастырях находит приют Матвей Башкин, утверждавший неравенство Иисуса Христа Богу-Отцу, не признававший таинств евхаристии и покаяния, отвергавший храмы, обряды, иконопочитание, святоотеческие предания и почитание святых. В середине XVI веке в Ростове был случай поругания иконы Богоматери. Один из ересеучителей, епископ Давид из Ростова, был заключен в монастыре «под начал, дондеже в чувство приидет».

Своеобразно определены акценты в православной вере ярославцев в XVII – начале XVIII века. Религиозность индивидуализируется, различно конкретизируясь в вере и аскезе Иринарха Затворника, старца Капитона, Дионисия Переяславского, Ивана Неронова, митрополита Димитрия Ростовского. Катастрофически разворачивается раскол Церкви. В крае было немало сторонников старого обряда, традиционной веры. В этой среде церковная реформа воспринимается как знак гибели православной Руси и Церкви, от которой остается малый остаток: староверческая община, сохранившая чистоту веры и культа. Исторический кризис связывается с наступлением царства Антихриста и с близким концом света. С другой стороны, в Ярославле и Ростове утверждается иное религиозное мироощущение. В иконописи и храмовой архитектуре XVII – начале XVIII веков можно увидеть переживание религиозного оправдания мира и человека. С них снимается тяжесть греха. Бог в верованиях эпохи милостив и даже снисходителен к человеческим слабостям.

В XVIII веке своеобразно сочетается православная вера с масонскими идеями в кругу А.Мельгунова.

Глубокого выражения достигает православная вера в трудах Игнатия (Брянчанинова), над которыми он работал в Николо-Бабаевском монастыре в 1861-1867 годах. Но в церковной практике в XVIII-XIX веков проявляются и тяга к абсолютизации обрядности, недоверие к свободной религиозной мысли. Жертвой этой тенденции стал богослов А.Бухарев, а факт его богословствования – попытка совместить православную веру с современным культурным опытом. Разные факторы определяют развитие веры с середины XIX века. Распространение атеизма становится одной из основных проблем для христианского сознания.

Советская эпоха, ограничив возможности обнаружения религиозного опыта, не уничтожила его совершенно. Крепость веры в крае засвидетельствована стойкостью христиан в годы религиозных гонений, распространенностью здесь движения непоминающих. Православная вера оставалась фактом бытия многих ярославцев.

Е.А.Ермолин



Обряд крещения
Обряд крещения
Евангелие в окладах
Евангелие в окладах