в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Религиозная жизнь народа. Благочестие, паломничество и постриг
Меконфессиональные отношения
Организация церковной жизни
Религиозная жизнь народа. Особые формы аскезы
Религиозные общества
Религиозная жизнь старообрядцев
Рудиментарное язычество в XVII – начале XX века
Взаимоотношения церкви и государства в крае
Монашество и монастыри
Религиозная жизнь народа. Церковные праздники
Крестные ходы
Православная вера
Святость
Юродство
Религиозная жизнь народа. Почитание икон, церковные реликвии
Сказания о Ярославских чудотворных иконах
Чудесные явления
Чудотворные иконы и их явления
Чудотворные иконы
Кладбища
Леонтьевское кладбище в Ярославле
Ярославский некрополь. Тугова гора
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Религиозная жизнь народа. Особые формы аскезы

В монашестве иногда утверждаются экстраординарные формы аскезы.

Первый такой пример в крае дает Никита Столпник, затем, с XVI века, В Ростове и других местах появляются юродивые, а в начале XVII века Иринарх Затворник и его последователи утверждают практику затворничества. В каждом из таких случаев налицо радикальное отречение от мира, истребление его в себе путем самоограничения, самоистязания, вплоть до полного самоистребления. Юродство - форма самоопределения христианской личности. Человек отделяется от коллектива, свободно выбирая способ своей веры. Отрекаясь от мирского, юродивый получает право обличать мир с его пороками и грехами. В нетрадиционных формах отрекается от мира и затворник, хотя иногда он все-таки сохраняет связь с социумом, не оставляет забот о ближних, а в опыте Иринарха Затворника – и о всей Руси. За свой выбор юродивый и затворник платят «отсутствием быта», жизнью в голоде и холоде, в постоянных лишениях, а иногда – еще и поношеньем с рукоприкладством. Общество не всегда приемлет индивидуальные пути аскезы. В той или иной степени юродивым и затворникам приписывается дар пророчества. Так, в XVII веке юродивый Илия, живший в Никольском на Глинищах монастыре близ Ярославля (Меленки), предрек пожар 1658 года, в канун его, 10 июня, встав на молитву на паперти храма Рождества Христова и со слезами вопия «жарко! жарко!». Пожар начался на следующий день, а очаг его находился недалеко от этого храма. Известно пророчество Иринарха о разорении Руси в Смуту. Пророчествами прославились в XIX веке угличские юроды и старцы: Петр Томаницкий, Иванушко-Рождественский (Иван Афанасьев) и др.

Апогей разрыва с миром явлен в опыте старца Капитона, который в 1634 году основал Троицкую пустынь в селе Колясниково, в четырех верстах от Данилова. Капитон собрал вокруг себя старцев, которые отвергали церковную иерархию, не ходили в церковь, не признавали таинств, жили исключительно своим трудом. Капитон учил строжайшему посту, не только по обычным дням поста, но и по субботам; он носил каменные вериги в три пуда, изнурял себя бдением, а спал, подвесивши себя на дереве, на петле-поясе (здесь угадывается перекличка с чрезвычайно архаичным языческим способом захоронения на дереве, но к этому присовокупляется и связь с распятием на кресте Иисуса Христа). В 1639 году Капитон был вынужден бежать в костромские леса под угрозой преследований; впоследствии капитоновцы повлияли на некоторые течения старообрядчества.

Чрезвычайно значим для истории духовной культуры в крае путь отшельнической аскезы. Заволжье, а в принципе и весь Ярославский край относят к Северной Фиваиде, простирающейся и далее на Север. Русская Фиваида возникает в XIV - XVI веках среди лесов и болот как "парафраз Фиваидской Египетской пустыни" - места, где скрывались от мира раннехристианские отшельники-аскеты. Это край уединенной аскезы, молитвенного молчания, смирения и богомыслия, край иноческих скитов и отшельнических пустыней. Инициатором этого духовного движения был Сергий Радонежский. Следом за Сергием начинателем отшельничества в Ярославском крае стали его ученики, Павел и Сильвестр Обнорские, собеседники, Сергий Нуромский и Димитрий Прилуцкий.

С Ярославским краем, так или иначе, связана уединенная аскеза Дионисия Глушицкого, Федора и Павла Борисоглебских, Макария Глушицкого (уроженца Ростова), Григория Пельшенского (Лопатова), Кассиана Грека, Паисия Угличского, Адриана Угличского, Вассиана Угличского (Рябовского), Севастиана Пошехонского, Адриана и Леонида Пошехонских, Игнатия Спас-Ломского, Корнилия Комельского, Геннадия Любимского. Характерен путь Геннадия Любимского (иначе - Костромского и Любимоградского), выходца из знатной могилевской семьи, который в молодости начал искать святости, был в Москве, в новгородских местах у тамошнего подвижника Александра Свирского, затем пришел к Корнилию Комельскому, в вологодские леса, где принял иноческий чин; в 1529 году он основал Спасскую пустынь невдалеке от места, где Обнора впадает в Кострому, ввел здесь общежительный устав (по примеру Сергия Радонежского), писал иконы и наставления инокам, прославился прозорливостью и чудотворением; умер Геннадий в 1565 году, в 1646 году были обретены его мощи в Спасо-Геннадиевой пустыни, которая стала одним из известнейших монастырей в крае (монастырь возрожден в 1990-х гг.).

Внешняя аскеза подчинена у отшельников внутреннему деланию. Это духовное делание описывается как очищение ума и молитвенное соединение с Богом. Подвижники Северной Фиваиды просты и чисты, полны здоровья и крепости, кротки без слащавости, молчаливы, сильны и мужественны. Они прославляют любовь как царицу добродетелей и являют ее в общении с людьми, зверями и птицами. Они постоянно пребывают с Богом, и в отсутствие священника, согласно легенде, Павла Обнорского причащает ангел. Христианский мистический опыт включает в себя прямое общение с Богоматерью, ангелами и святыми (у Сергия Радонежского), тот таинственный и неизреченный контакт, исторические свидетельства, о котором сегодня далеко не всегда доступны. Характерны икона Преображения из Переславля, фреска на эту тему в Спасо-Преображенском соборе Спасского монастыря, а также и другие росписи этого собора, персонажи которых в мистическом самопогружении обретают свидетельства нездешнего опыта.

В XVIII - XIX веках православный опыт и практика в крае также имеют иногда своеобразный характер. Для духовной атмосферы эпохи характерен жизненный подвиг старца Василиска Угличского, имеющий сходство с подвигом святого Серафима Саровского. Василиск был болен ногами, в 25 лет он ушел в скитание, предавался отшельничеству и аскетическим упражнениям под Костромой, ходил в Санкт-Петербург и Старую Ладогу, где имел видение, переселился в Углич, а затем к храму Архангела Гавриила в бору. Двадцать два года он жил при храме "подобно монаху", облегчая больных, бесноватых, исцеляя болезни, давая советы и предсказания, обучая детей грамоте, угощая странников и богомольцев. Умер Василиск 8 марта 1863 года. В своем подвиге он сочетал черты юродства, отшельничества и старчества, не будучи, однако, признан официальными церковными властями.

Е.А.Ермолин



Общежитие в Сергиевой обители
Общежитие в Сергиевой обители