в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Религиозная жизнь народа. Благочестие, паломничество и постриг
Меконфессиональные отношения
Организация церковной жизни
Религиозная жизнь народа. Особые формы аскезы
Религиозные общества
Религиозная жизнь старообрядцев
Рудиментарное язычество в XVII – начале XX века
Взаимоотношения церкви и государства в крае
Монашество и монастыри
Религиозная жизнь народа. Церковные праздники
Крестные ходы
Православная вера
Святость
Юродство
Религиозная жизнь народа. Почитание икон, церковные реликвии
Сказания о Ярославских чудотворных иконах
Чудесные явления
Чудотворные иконы и их явления
Чудотворные иконы
Кладбища
Леонтьевское кладбище в Ярославле
Ярославский некрополь. Тугова гора
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Крестные ходы

Торжественные церковные шествия в Ярославском крае совершались по разным поводам. Священноторжественная процессия направлялась из одного храма в другой или в какое-то назначенное место, с иконами, хоругвями и крестом (запрестольным или выносным), от которого шествие и получило свое название.

Обычно крестные ходы совершались в праздничные дни церковного календаря. В городах накануне престольного храмового праздника духовенство направлялось в сопровождении прихожан к собору под колокольный звон встречных церквей. Взяв чудотворную икону, священная процессия возвращалась в свою церковь. В день торжества, после вечерни - обратное шествие в собор с принесенной из него иконой (иконами), хоругвями. Проводив иконы, процессия торжественно возвращалась к приходскому храму.

Часть крестных ходов связана с чествованием Богоматери и ее чудотворных икон (Толгской, Владимирской и Тихвинской), приносимых в Ярославль из Толгского монастыря и Ростова. В Рыбинске, Пошехонье крестные ходы совершались с иконой Югской Богоматери, приносимой из Югской Дорофеевой пустыни.

Крестные ходы совершались также в благодарственное воспоминание о прекращении народных бедствий, в частности, мора 1654 и 1771 годов.

Повсеместно совершался крестные ходы на Крещение для водоосвящения на Иордань. В Ярославле он производился из Спасского монастыря на Которосль.

В Ярославле также знаменательны крестные ходы 23 мая (в день святого Леонтия) на Леонтьевское кладбище к храму; в первое воскресенье Петрова поста из собора вокруг всего города.

В Переславле-Залесском в 6-е воскресение после Пасхи крестные ходы от всех храмов города торжественно следовал с хоругвями и иконами на лодках по реке Трубеж в Рыбную слободу, где в двух прибрежных церквях совершалась литургия, а после нее выезжали на озеро для служения водосвятного молебна с погружением креста в озерные воды.

Широко были распространены крестные ходы на поля с молебном об урожае.

С 1918 года крестные ходы в Ярославском крае могли служить также формой выражения активного неприятия советской власти. С колокольного звона и крестного хода начинались, например, волнения в Ярославле 17 февраля 1918 года, антикоммунистическое выступление в Угличе 17 июня 1918 года. В конце 1920-ых годов властью наложен запрет на проведение крестных ходов, который был снят только во второй половине 1980-ых годов.

Н.Ю.Порецкий



Крестный ход в Успенский собор
Крестный ход в Успенский собор
Крестный ход у церкви Петра и Павла
Крестный ход у церкви Петра и Павла
Крестный ход
Крестный ход
Крестный ход у Мологского собора
Крестный ход у Мологского собора
Богоматерь Толгская в житии. Фрагмент
Богоматерь Толгская в житии. Фрагмент