в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Религиозная жизнь народа. Благочестие, паломничество и постриг
Меконфессиональные отношения
Организация церковной жизни
Религиозная жизнь народа. Особые формы аскезы
Религиозные общества
Религиозная жизнь старообрядцев
Рудиментарное язычество в XVII – начале XX века
Взаимоотношения церкви и государства в крае
Монашество и монастыри
Религиозная жизнь народа. Церковные праздники
Крестные ходы
Православная вера
Святость
Юродство
Религиозная жизнь народа. Почитание икон, церковные реликвии
Сказания о Ярославских чудотворных иконах
Чудесные явления
Чудотворные иконы и их явления
Чудотворные иконы
Кладбища
Леонтьевское кладбище в Ярославле
Ярославский некрополь. Тугова гора
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Чудотворные иконы

Традиция почитания священных живописных образов восходит к религиозной культуре Византии. Именно там постепенно сложились обрядовые и литургические формы, прославление икон. Необходимость иконопочитания была закреплена постановлением VII Вселенского собора 787 года в Никее. В постановления собора подчеркивалось, что христианин, созерцая икону, поклоняется не ей самой, но "лицу, изображенному на ней". По учению Отцов Церкви, каждая икона потенциально чудотворна. Проявляя чудеса, икона становится местом явления Божественной силы.

На середину XIX века в Ярославском крае насчитывалось не менее 30 чудотворных икон. Точную цифру трудно назвать, т.к. часто иконы местно почитались как чудотворные, что не всегда признавалось церковной администрацией. Большая часть этих икон концентрировалась в монастырях. Были ч.и. в приходских церквях городов и небольшое кол-во – в сельских храмах. Чудотворными образами гордились, их обязательно указывали даже в кратких описаниях местных достопримечательностей. Крестные ходы с чудотворными иконами были частью церковной жизни края. Абсолютное большинство чудовторных икон были богородичными, и лишь несколько образов Спасителя и Николая Чудотворца прославились чудотворениями.

Многие чудотворные иконы не сохранились до нашего времени, поэтому трудно судить сейчас об их художественных особенностях.

Древнейшей чудотворной иконой в Ярославском крае был образ Владимирской Богоматери, находившийся в Успенском соборе Ростова. По преданию, он нерукотворно был написан в XI веке в Киево-Печерском монастыре в мастерской Алипия Печерского. В Ростов икона была отправлена князем Владимиром Мономахом. Изображение повторяло иконографию иконы Владимирской Богоматери в Успенском соборе в Москве. Праздновали иконе тогда же, когда и московской святыне, но в тропаре пели «Днесь светло красуется преславный град Ростов». Легенды повествуют о чудесном явлении некоторых чудотворных икон: Толгской, Югской под Мологой и Смоленской 1654 года в Ярославле, Рождества Богоматери в Пошехонье и др. Так, по преданию, в 1482 году монах Покровского угличского монастыря Боголеп увидел плывущую по Волге икону Покрова Богородицы. От иконы исходил яркий свет. Основатель монастыря Паисий Угличский вышел на берег крестным ходом и торжественно перенес икону в только что построенный Покровский собор (см. также: «Чудесные явления»).

В редких случаях предания сообщали имя создавшего чудотворные иконы иконописца. Так, иконы Тихвинской и Печерской Богоматери, находившихся в монастыре Рождества Богородицы в Ростове, приписывались труду основателя монастыря, архиепископа Феодора Ростовского (племянника Сергия Радонежского) и даже датировались (около 1389 г.). Преподобному Дионисию Глушицкому (первая треть XV в.) приписывалась грандиозная икона Спаса нерукотворного в Воскресенском соборе Романова-Борисоглебска.

Традиционно чудеса от икон связаны с исцелением людей от различных недугов, хотя легенды о чудотворных образах повествуют даже о спасении государств от врагов заступничеством чтимой иконы. Подавляющее большинство чудес чтимых в крае икон - исцеления. Сказания об иконах изобилуют случаями прозрений, излечений от беснования, болезней ног, расслабления, зубной боли, алкоголизма. Иконы Толгской и Смоленской Богоматери (Смоленского на бору монастыря под Ярославлем на левом берегу Волги) спасали утопающих. Немало икон явили свою чудодейственную силу во время эпидемий: Смоленская Богоматерь в Ярославле и Боголюбская в Угличе явились во время чумы 1654 года; Боголюбская Богоматерь в Петровске спасла его жителей от той же чумы в 1771 году, а в 1848 году она остановила в Петровске эпидемию холеры; Владимирская Богоматерь в селе Закедье Ростовского уезда стала почитаться как чудотворная после крестного хода, остановившего эпидемию чумы в 1871 году, а на обороте иконы Хлыновской Богоматери из Успенского собора Ярославля была сделана надпись: «лета 3РЧВ (1684 г.) году месяца августа сей образ писал ярославский иконописец Семен Иванов в Ярославли соборной и апостольскую церковь при протопопии Аникие».

Подавляющее большинство чудотворных икон были достоянием того или иного монастыря или прихода, но иногда они первоначально имели владельцев. Так, икона Ярославской Богоматери в Успенском соборе Ярославля принадлежала, по преданию, ярославским князьям Василько (1238-1249 гг.) и Константину (1249-1257 гг.) и первоначально находилась в княжеском дворце. Как чудотворная она прославилась, видимо, после канонизации князей в XV веке, т.к. находилась над ракой с мощами Василия и Константина. Чудотворный образ Тихвинской Богоматери в Мологском Афанасьевском монастыре был, по преданию, благословением ярославского князя Федора Ростиславича Черного (1260-1299 гг.) своему сыну Давиду, от которого икона перешла первому удельному мологскому князю Михаилу Давыдовичу (1326-1365 гг.). После канонизации ростовского митрополита Димитрия в 1757 году прославилась как чудотворная его келейная икона Ватопедской Богоматери. Она была списком иконы Ватопедского монастыря на Афоне. Икона "Богоматерь Всех Скорбящих Радость" в селе Осиново Ростовского уезда была принесена помещиком Терпигоревым, вернувшимся в 1768 году в свою вотчину после турецкой кампании. После троекратного видения больного сына Терпигорева для иконы был устроен храм (1790 г.). Образ Молченской Богоматери был принесен в селе Угодичи под Ростовом в церкви Богоявления боярином Томилой Луговским. Икона явилась боярину, находившемуся в польском плену в 1619 году, указав свое местопребывание: Путивльский Печерский монастырь. После освобождения из плена Т.Луговской, выполняя волю Богоматери, отнес ее из Путивля к себе на родину. Икона Владимирской Богоматери в Богоявленском храме села Угодичи была легендарной участницей военных походов московских царей. По преданию, Петр I пожаловал ее из своей походной церкви после Полтавской битвы графу И.И.Мусин-Пушкину, который потом и передал икону в церкви своей вотчины. Любопытны сведения об истории иконы Казанской Богоматери Казанской церкви Углича. Икона принадлежала старцу Варлааму, строителю Симонова монастыря в Переславле и угличской Казанской церкви (1639 г.). После смерти Варлаама священник Гаврило изгнал из храма дьячка Терешку, сына Варлаама, взял икону себе и стал ходить с ней по деревням, собирая пожертвования. По челобитной Терешки грамотой патриарха Иосифа (1648 г.) велено было икону вернуть и впредь с ней для сбора не ходить.

Были среди чудотворных и иконы редкой иконографии: Богоматерь «Недремлющее око» в Угличском Богоявленском женском монастыре, «Богоматерь прибавление ума» в Покровской церкви Романова.

Большинство чудотворных икон прославились в XVII веке. В эпоху тяжелых испытаний Смутного времени оказала свое покровительство икона Казанской Богоматери. По сказанию, в 1588 года жителю Романова Герасиму было видение, где ему повелевалось взять в лавке города Тетюши (под Казанью) икону Казанской Богоматери. Герасим взял икону, исцелился и отправился с ней на родину. В 1609 году Романов был захвачен поляками, и поручик Яков Любский увез чудотворный образ в Ярославль. Здесь он отдал ее бургомистру купцу Василию Егорову Лыткину. Икона стала покровительницей защитников Ярославля в 1609 году. После изгнания врагов образ поместили во вновь основанный Казанский женский монастырь.

Когда в Ярославле стояло ополчение К.Минина и Д.Пожарского (1612 г.), явилась чудотворная икона Спаса Нерукотворного. Появилась она после того, как из-за большого скопления народа в Ярославле разразилась эпидемия чумы. По видению одному из священников, необходимо было совершить крестный ход, взяв в него никому не ведомую икону Спаса Нерукотворного из ветхой часовни Кирилло-Афанасьевского монастыря. Заступничеству этого чудесно обретенного образа ярославцы приписывали прекращение "моровой язвы".

Самый поздний обретенный чудотворный образ - Печерская Богоматерь, фреска на стене церкви Происхождения честных древ под звонницей Спасского монастыря в Ярославле. По преданию, этот образ явился во сне жительнице Ярославля, страдавшей болезнями, и обещал ей исцеление, если она найдет его. После долгих безуспешных поисков образ Богоматери был найден, и больная исцелилась. Изображение так широко прославилось исцелениями, что даже церковь, ранее освященная во имя Происхождения честных древ была переосвящена в 1860 году в честь Печерской Богоматери. Кроме этой фрески, чудотворными почитались также написанные на стене образы Богоматери Знамения (XVII в.) в Знаменской башне Ярославля и Спаса Нерукотворного в часовне у церкви Спаса на Городу в Ярославле.

Многие чудотворные иконы оставили яркий след в русской культуре. Образы Толгской, Ярославской, Югской, Боголюбской Богоматери стали основателями нового типа изображения Девы Марии в иконописи. С них писали многочисленные повторения - списки, которые расходились по храмам многих русских городов.

Образы Спаса Обыденного, Николая Чудотворца, Богоматери Казанской, Толгской, Смоленской Успенского собора и Смоленской что на бору монастыря в Ярославле; Корсунской в селе Пилатики Романов-Борисоглебского уезда породили обилие литературных сказаний, которые стали яркой отличительной чертой литературной жизни края.

В.В.Горшкова



Крестный ход, вынос иконы
Крестный ход, вынос иконы