в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Религиозная жизнь народа. Благочестие, паломничество и постриг
Меконфессиональные отношения
Организация церковной жизни
Религиозная жизнь народа. Особые формы аскезы
Религиозные общества
Религиозная жизнь старообрядцев
Рудиментарное язычество в XVII – начале XX века
Взаимоотношения церкви и государства в крае
Монашество и монастыри
Религиозная жизнь народа. Церковные праздники
Крестные ходы
Православная вера
Святость
Юродство
Религиозная жизнь народа. Почитание икон, церковные реликвии
Сказания о Ярославских чудотворных иконах
Чудесные явления
Чудотворные иконы и их явления
Чудотворные иконы
Кладбища
Леонтьевское кладбище в Ярославле
Ярославский некрополь. Тугова гора
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство





Полезные ссылки Свежая информация казино Aplay у нас.
 

Леонтьевское кладбище в Ярославле

В старину, вплоть до конца XVIII века, при многих приходских церквях Ярославля существовали кладбища, и захоронения производились прямо «при церкви». В 1720 году указом Петра I предписывалось перенести места захоронений за черту городов в целях уменьшения опасности инфекционных болезней. Ярославцы осуществили это значительно позднее, и лишь в 1772 году были отведены места для кладбищ при храме Владимирской Богоматери, на Туговой горе и в Тверицкой слободе за Волгой. Однако при реализации регулярного плана застройки центральной части Ярославля многие переселенные из центра горожане обосновались в районе Владимирской церкви. Таким образом, новое кладбище вновь оказалось в черте города, и перед городскими властями снова встала та же проблема. Вскоре было выбрано «удобное место по Углицкой дороге в левую сторону в 80 саженях, а от Владимирского кладбища 300, окроме же оного, иного способного нигде нет».

Точную дату официального начала существования кладбища на западной окраине города назвать не представляется возможным, однако это, скорее всего, произошло между 1778 (начало мельгуновских преобразований) и 1783 годами, когда кладбище уже существует и светскими и духовными властями обсуждается вопрос о построении при нем церкви. В 1789–1791 годах на кладбище сооружается храм во имя святителя Леонтия Ростовского, перенесенный сюда из упраздненного в 1783 году Леонтьевского прихода в Земляном городе. Кроме того, на территории кладбища находились богадельня (двухэтажное каменное здание постройки 1846–1847 гг.) и два двухэтажных каменных дома церковнослужителей (1804 и 1860–1861 гг.).

Вопросы благоустройства Леонтьевского кладбища и содержания его в должном порядке неоднократно поднимались в конце XIX – начале XX веках городскими властями. На заседании городской думы 20 декабря 1881 года отмечалось, что «из городских кладбищ содержится более беспорядочно наше Леонтьевское кладбище, между тем как оно могло бы быть вполне благоустроенным без особых жертв и больших затрат…». Для разработки и осуществления мер по благоустройству Леонтьевского кладбища думой была избрана специальная комиссия, в которую вошли гласные думы А.Ф.Красовский, Д.И.Чистяков, И.С.Лысенков (староста Леонтьевской церкви), И.И.Окерблом (городской архитектор), а со стороны духовного ведомства – священник Пятницкой церкви Александр Смирнов. 16 сентября 1882 году комиссия внесла в Думу проект правил по благоустройству кладбища. В 1883 году при церковном старосте И.С.Лысенкове на кладбище были разбиты дорожки, частично сохранившиеся до наших дней, территория кладбища была очищена от мусора. Площадь, занимаемая кладбищем, в соответствии с рекомендациями комиссии была разделена на 3 разряда с допущением сбора за места, отводимые священником под могилы, в каждом разряде особого. Сбор этот целиком направлялся на благоустройство кладбища. Однако 21 января 1897 года последовало распоряжение духовной консистории о том, чтобы деньги, получаемые за места, причислялись к церковным суммам и подлежали контролю духовного ведомства.

Решением городской думы 20 июня 1897 года к кладбищу с южной стороны был прирезан участок городской выгонной земли длиной 240 саженей и шириной 20–25 саженей, куда было перенесено производство могильных крестов, «а место, сим производством занимаемое», отведено под могилы. Площадь всего кладбища увеличилась с 14 десятин 1447 кв. сажен до 17 десятин 1495 кв. сажен. Вследствие этого увеличилась площадь 3-го, самого отдаленного от церкви разряда. В 1899 году кладбищенская земля была поделена заново на 5 разрядов и установлена плата за место для могилы в зависимости от разрядов. Самые близкие к церкви места были оставлены вне разрядов, за них плата взималась особо, и была, как правило, очень высокой, а самые отдаленные участки предназначались для бесплатной отдачи мест. Наибольшим спросом пользовались именно дешевые места. Так, за период с 1899 по 1907 года из 2028 отведенных платных мест 1766 были отданы за плату не свыше 10 рублей, причем из этого числа более половины – 988 мест – были самыми дешевыми, стоимостью 50 копеек и 1 рубль. Кроме того, большое число захоронений было произведено бесплатно, т.е. или на ранее занятых местах, или на новых, но без взимания всякой платы. Лишь в 16 случаях за наиболее близкие к церкви места плата была назначена более 100 рублей. Такие места, в частности, были предоставлены Н.П.Пастухову, А.А.Бухарину, братьям Матвеевским, Я.С.Колмогорову, Адамецу и др.

Всего же среднее число погребаемых на Леонтьевском кладюище на рубеже XIX – XX веков равнялось 1500 в год, из которых 1275 погребалось бесплатно. Размер могильного места был установлен 3 аршина в длину и 1 1/4 аршина в ширину. Предписывалось копать могилы на глубину не менее 3 аршин. В 1873 году были начаты работы по возведению каменной ограды вокруг кладбища, но вскоре были остановлены за недостатком средств. 5 июля 1888 года решением городской думы участок земли размером 1200 кв. саженей к северо-западу от Леонтьевском кладбище был отведен под военное кладбище, а в 1891 году его территория была расширена к югу еще на 600 саженей. На военном кладбище была сооружена деревянная часовня. На заседании городской думы 12 октября 1895 года было рассмотрено ходатайство церковного причта и старосты и принято решение устроить уличное освещение вдоль Угличской улицы от западной окраины города до кладбища (8 фонарей) и на самом кладбище (6 фонарей). Однако денежные средства на этот предмет выделялись недостаточно, а с 1906 года и вовсе перестали отпускаться. В 1907 году штат сторожей при кладбище насчитывал 8 человек. В марте 1908 года на заседании городской думы состояние Леонтьевского кладбища было признано «замечательно бесхозяйственным». Староста Леонтьевской церкви Н.А.Гнуздев в своем ответе на отношение Городского Головы Д.И.Чистякова объяснил это, в частности, «постоянным разлитием выгребов по дороге около кладбища», а также «устройством свалочных мест для снега и мусора, вывозимых из города по распоряжению администрации трамвая».

Кроме православных, на Леонтьевском кладбище производились захоронения иудеев, мусульман, а также католиков и протестантов. Последние в большинстве своем располагались (и некоторые из них сохранились доныне) к юго-западу от храма. К ним вела «немецкая тропа». Эти могилы всегда отличала «выдающаяся между другими чистота содержания».

Среди погребенных в разное время на Леонтьевском кладбище немало людей, сыгравших значительную роль в истории Ярославля. В их числе архитекторы Н.И.Поздеев (1855–1893 гг.) и А.М.Достоевский (1825–1897 гг.), краеведы Л.Н.Трефолев (1839–1853 гг.), В.И.Лествицын (1827–1889 гг.), Е.В.Трехлетов (1800–1853 гг.), С.А.Серебреников (умер в 1866 г.), иконописец С.С.Завязошников (1772–1855 гг.), представители известных в Ярославле купеческих родов Оловянишниковых, Пастуховых, Кузнецовых, Соболевых, Матвеевских, Холщевниковых, Вахромеевых, Сорокиных, Лопатиных, Крохоняткиных, Горошковых, дворяне, врачи, преподаватели, многие лица духовного звания и мещане.

Шемякин А.И.