в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Библиотеки Ярославского края
Угличская городская публичная библиотека
Мышкинская земская публичная библиотека
Страницы истории некоузских библиотек
Пошехонская уездная земская библиотека
Сельские народные библиотеки
Дворянская культура
Книжная культура (Древнерусский период)
Ярославская культура X - XIII веков (домонгольская)
Культура XIX – начала XX века
Культура XV - XVI веков
Культура XVII веке
Ярославская культура XVIII века
Ярославская культура древнейших времен
Культура интеллигенции
Культура крестьянства
Культура купечества
Культура наемных работников
Культура общественных групп (культурная стратификация)
Культура ордынского периода
Культура ремесленников и артельных работников
Ярославская губернская ученая архивная комиссия
Ярославское естественно-историческое общество
Демидовский юридический лицей
Ярославская духовная семинария
Ярославский учительский институт (1908 – 1918 гг.).
Ярославское епархиальное Ионафановское женское училище
Ярославский кадетский корпус
Училище девиц духовного звания в городе Ярославле
Исторический музей – Древлехранилище
Ростовский музей церковных древностей
Рыбинский естественно-исторический музей
Угличский музей
Естественно-исторический музей
Образование в начале ХХ века
Образование в XIX веке
Образование с древнейших времен до XVIII века
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Культура общественных групп (культурная стратификация)

В пределах той или иной культурной эпохи культура Ярославского края обладает сущностным единством, являет некий синтез идеалов, образа жизни, различных форм культурной практики, объединяющий всех или почти всех ярославцев. Вместе с тем, в культуре возникают и разрешаются конфликты, а то и антагонизмы: между язычеством и христианством, между сторонниками старого и нового обрядов, между европеизированной частью общества и традиционалистами, между приверженцами существующих культурно-общественных форм и революционерами-маргиналами, - а также иные социальные противоборства. До начала ХХ века наиболее явно выраженным антагонизмом было благодаря государственному вмешательству противостояние старообрядцев и новообрядцев.

Следует отметить, что в целом рельеф конфликтных противостояний в Ярославском крае обычно сглажен, воля к согласию и компромиссу чаще всего выражена отчетливее, чем воля к силовому разрешению назревших вопросов. Насильственные средства решения культурных проблем применяются, как правило, по инициативе, идущей извне, из-за пределов края.

С другой стороны, эпохальный культурный синтез по-разному разворачивается в практике различных общественных групп, приобретая подчас чрезвычайно самобытные качества. Ярославское общество содержало в себе возможность разделения на различные социальные слои, страты, по образовательному, профессиональному, имущественному и другим признакам, - и культура, обладающая глубинным единством, на более поверхностных уровнях приобретает разный вид, меняет внешность, становясь достоянием той или иной общественной группы. На этом основывается культурная стратификация.

Культурная дифференциация возникает уже в языческой период, когда выделяются волхвы - знатоки ритуала, посредники между людьми и богами. Волхвы активно заявляли о себе в Ростовской земле в X-XI веках как обладатели сокровенного знания и народные вожди.

С конца Х века в крае появляется христианское духовенство - мощная культурная сила, своей деятельностью переменившая культурный облик региона (см. раздел «Религия»).

Новые культурные представления связываются с личностью князя. Согласно христианской норме, князь не просто смелый воин, но еще и защитник страны и народа, справедливый и милостивый судья, покровитель веры и Церкви. «Должность» князя понимается не только как привилегия, но и как служение. Помимо исполнения государственных дел и участия в богослужениях, князь занимается устройством пиров с дружиной и посадом. Его любимое развлечение - охота. Некоторые князья проявляют интерес к книгам, обнаруживают вкус к любомудрию (таков Константин Всеволодович Ростовский (Мудрый)). Другие усиленно занимаются храмостроительством, покровительствуют монастырям.

С развитием в крае посадов, становлением городской культуры складываются предпосылки для формирования купеческой культуры, культуры ремесленников и наемных работников (см.: «Культура купечества», «Культура ремесленников и артельных работников», «Культура наемных работников»).

Специфическую культурную организацию приобретает жизнь крестьянства, дворянства, интеллигенции и других, не столь крупных и заметных общественных групп (см.: «Культура крестьянства», «Культура дворянства», «Культура интеллигенции»).

Общая, интерсословная база верований, идеалов, ментальных привычек, ритуалов личного и общественного бытия раскрывается в широком диапазоне динамичных и диалогических представлений, основанных главным образом на христианстве (см. раздел «Религия»), поведенческих стереотипов и обрядовых норм (см. раздел «Религия»).

Ермолин Е.А.