в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Библиотеки Ярославского края
Угличская городская публичная библиотека
Мышкинская земская публичная библиотека
Страницы истории некоузских библиотек
Пошехонская уездная земская библиотека
Сельские народные библиотеки
Дворянская культура
Книжная культура (Древнерусский период)
Ярославская культура X - XIII веков (домонгольская)
Культура XIX – начала XX века
Культура XV - XVI веков
Культура XVII веке
Ярославская культура XVIII века
Ярославская культура древнейших времен
Культура интеллигенции
Культура крестьянства
Культура купечества
Культура наемных работников
Культура общественных групп (культурная стратификация)
Культура ордынского периода
Культура ремесленников и артельных работников
Ярославская губернская ученая архивная комиссия
Ярославское естественно-историческое общество
Демидовский юридический лицей
Ярославская духовная семинария
Ярославский учительский институт (1908 – 1918 гг.).
Ярославское епархиальное Ионафановское женское училище
Ярославский кадетский корпус
Училище девиц духовного звания в городе Ярославле
Исторический музей – Древлехранилище
Ростовский музей церковных древностей
Рыбинский естественно-исторический музей
Угличский музей
Естественно-исторический музей
Образование в начале ХХ века
Образование в XIX веке
Образование с древнейших времен до XVIII века
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Образование с древнейших времен до XVIII века

Приобщение человека к совокупному культурному опыту, накопленному и сберегаемому обществом, происходит разными путями. Универсальная форма такого приобщения – передача знаний и умений в ходе семейного общения и воспитания. Этим способом, по наследству, человек издавна получал сведения об окружающем мире, приобретал различные навыки. Обычно ему, особенно в старину, передавались и семейные секреты того или иного свойства, специальные умения, приемы ремесла.

С глубокой древности образование имело и общественный характер, предполагало передачу знаний, которые включают человека в социум и определяют его место в нем. В языческой архаике основные мифы Верхневолжья передавались молодому человеку в момент инициации (посвящения), после прохождения им различных испытаний. В это время человек приобретал обычно статус полноправного члена общины и приобщался к знанию высшего порядка.

Первые христиане, появившиеся в крае, принесли новые знания о мире, о природе вещей, о месте человека. Постепенно сложилась система религиозного образования мирян и духовенства.

Первым учебным заведением в Ярославском крае стала открытая в середине 10-х годов XIII века в ярославском Спасском монастыре духовная школа, учредителем которой является князь Константин Мудрый. Ее задачей, вероятно, была подготовка священнослужителей. Через некоторое время школу, возможно, перенесли в Ростов. Это был первый на Северо-Востоке Руси опыт организации образования.

Многие монастыри в крае имели библиотеки духовной литературы. Можно предположить, что велась и переписка книг. В XIII веке в Ростове появляется летописание. Тогда же в примыкавшем к епископскому двору монастыре Григория Богослова (Григорьевском затворе) возникает духовная школа, ставшая в XIV в. крупнейшим на Северо-Востоке очагом религиозного образования. Здесь складывается библиотека книг на церковнославянском и греческом языках (погибшая в пожаре 1408 г.), производится обучение молодых иноков богословию и языкам. Десять лет провел в Григорьевском затворе Стефан Пермский, будущий просветитель зырян (коми). Отсюда вышел и крупнейший писатель рубежа XIV–XV веков Епифаний Премудрый, автор житий Стефана и Сергия Радонежского.

Не возбранялось учиться грамоте и мирянам для светских целей (напр., для ведения переписки). Такое учение производил нанятый за плату "мастер", знаток грамоты, набиравший школу человек в 5-20. Учил он по самым распространенным богослужебным книгам: Часослову, Псалтири. Возможно, сверх умения читать преподавались еще арифметика и Священная и всеобщая история. В больших масштабах такая образованность распространится среди старообрядцев с XVIII века.

Духовенству грамотность вменялась в обязанность. Однако, судя по всему, ее распространению в этом сословии препятствовала сложившаяся в XV–XVI веках практика заучивания важнейших церковных служб с голоса, которая позволяла обходиться без умения хорошо читать. Но в городах и монастырях имелось некоторое количество грамотных и образованных священников и монахов. Факт этот удостоверяют религиозная письменность и церковное искусство.

Стоглавый собор в середине XVI века постановляет устроить в домах лучших городских священников школы грамоты, письма, церковного пения и налойного чтения для подготовки кандидатов в дьяконство и священство. В 1666-1667 годах собор, исходя из факта наследования духовных мест от отца к сыну, постановляет, чтобы каждый священник учил своих детей грамоте. Эти постановления, однако, не снимали проблему. Димитрий Ростовский в начале XVIII века столкнулся с ужасающим невежеством духовенства в епархии. В своей проповеди он констатировал: "Сеятель не сеет, а земля не приемлет; иереи небрегут, а людие заблуждают; иереи не учат, а люди невежествуют; иереи слова Божия не проповедуют, а людие не слушают, ниже слушати хотят. От обою страну худо: иереи глупы, а люди неразумны". Митрополит распорядился переписывать для духовенства свои поучения. Священники должны были читать их дома, а затем прочитывать на службе в храме. Им предписывалось по всем воскресным и праздничным дням обязательно говорить проповеди, а после службы учить неграмотную паству основным молитвам. В 1702 году Димитрий создает в Ростове вторую в Великороссии духовную школу для подготовки священнослужителей. Около двухсот школьников изучали церковные чтения и письмо, пение, греческий язык и латынь.

В 1739 году архиепископ Иоаким основал в архиерейском доме и Спасском монастыре славяно-латинскую школу. А затем, в 1747 году ростовский митрополит Арсений открыл духовную семинарию, которая существовала до 1918 года.

В 1753 года духовная семинария открылась и в Переславле-Залесском, в Даниловском монастыре. Она существовала до 1778 года, когда, с закрытием епархии, была переведена в Суздаль. В Переславле основано 14 декабря 1788 года начальное духовное училище.

Система преподавания в духовных школах бывала самой примитивной. Основным приемом было заучивание наизусть (задавание-спрашивание). Учебных пособий, как правило, не хватало. Однако в Ярославле в учебный процесс внедрялись элементы состязательности (с распределением мест по успеваемости), практиковалось сочинительство на латыни.

В начале XVIII века государство открывает цифирные школы, обучавшие арифметике и геометрии. В Ярославле цифирная школа учреждена в 1714 году при Спасском монастыре (с 1739 г. - при Леонтьевском храме). Первый опыт светской государственной школы был не слишком удачен. Так, угличскую цифирную школу велено было открыть в 1721 году; но ни учеников, ни помещения для школы не нашлось. Учеба воспринималась как тягостная повинность, набор производился силой. В Ярославле в 1718 году в цифирной школе было 26 учеников. Цифирная школа оставалась единственным светским учебным заведением в Ярославле до 1777 года. Есть сведения об учреждении 15 декабря 1725 года в городе Ярославле словено-российской школы для детей священников и причта (учителем был Василий Яковлев).

Во 2-й половине XVIII века светское образование делает шаг вперед. Мельгунов основал в Ярославле 1 ноября 1778 году, в бывшей воеводской канцелярии рядом с храмом Спаса на Торгу, гимназию и пансион для дворянских детей. Одновременно цифирная школа в Леонтьевской богадельне была преобразована в городскую (для прочих сословий). Учителями были Стефан Назаров, Федор Чумаков, Стефан Афанасьев(ский), Андрей Балакиревский, Клириков. С 1786 году в городах открываются народные училища, три первые из них, главное и два малых, в Ярославле 2 сентября 1786 года. К 1801 году в губернии было одно главное народное училище в Ярославле, 8 малых народных училищ и 9 школ. (Плюс открытое в 1787 г. народное училище в Переславле-Залесском).

Учителя часто не получали за свой труд денег из городской казны и чуть ли не нищенствовали. В Пошехонье училище открылось в 1789 году, но учитель Федор Тверицкий пребывал в постоянной нужде. Попав в учительское звание, человек не мог уже рассчитывать на служебный рост, а со службы ему позволялось уйти разве только в солдаты. Большинство учащихся в это время удовлетворялось элементарными знаниями, не видя нужды в изучении более серьезных предметов. В народных училищах могли обучаться и девочки; однако среди учащихся девочек были единицы.

В 1801 году в главном народном училище в Ярославле был 131 учащийся, в 8 малых народных училищах – были еще 306 учащихся. По числу учащихся губерния держала 5-6 место в Великороссии. Существовало также приходское обучение.

С 1760-х годах в край, в свои усадьбы, приезжают дворяне, получившие образование в Санкт-Петербурге и Москве. Распространяется домашнее дворянское воспитание и образование с приглашением гувернеров и домашних учителей, которые призваны дать детям основы европейских знаний, научить французскому языку, танцам, манерам, истории, географии, словесности и др. Возможно, имелись и частные школы.

Развитие образования сдерживалось отсутствием практической в нем потребности и недостаточным финансированием со стороны государства.

Е.А.Ермолин



Наказание учеников
Наказание учеников
Одно из первых печатных изданий учебника
Одно из первых печатных изданий учебника
Летописец
Летописец
Летописец
Летописец