в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Даниловский уезд
Любимский уезд
Мологский уезд
Мышкинский уезд
Переславский уезд
Пошехонский уезд
Романово-Борисоглебский уезд
Ростовский уезд
Рыбинский уезд
Углический уезд
Ярославский уезд
Ярославль
Восстановление города и начало подъема Ярославля
«Смутное время». «Золотой век» Ярославля
Развитие Ярославля в конце XVII – конце XVIII веков
Осуществление регулярного плана 1778 года
Ярославль с середины XIX по начало XX веков
Ярославская духовная семинария
Ярославский кадетский корпус
Училище девиц духовного звания в городе Ярославле
Ярославское епархиальное Ионафановское женское училище
Исторический музей – Древлехранилище
Демидовский юридический лицей
Ярославская губернская ученая архивная комиссия
Ярославские изразцы
Ярославское художественное общество
Портретная галерея Дома призрения ближнего
Ярославская иконописная школа
Ярославский литературный сборник
Сказания о Ярославских чудотворных иконах
Леонтьевское кладбище в Ярославле
Ярославский некрополь. Тугова гора
Городское самоуправление
Ярославская организация Партии Социалистов-Революционеров
Народнические кружки
Бурмакино
Великое
Гагарино
Толбухино
Диево – Городище
Еремеевское
Закоторосльные слободы
Карабиха
Курба
Михайловское
Норское
Пахма
Пятницкая Гора
Рыбницы-Новоспасское
Спасское
Стогинское
Щекотово
Гаврилов-Ям
Ушинский К.Д.
Зубов Ф.
Черный Ф.Р.
Федотовы
Филатьевы
Хомутовы
Шаховской Д.И.
Шибанов М.
Ширяев В.Н.
Шитов С.Ф.
Шляков И.А.
Шпилевский С.М.
Штюрмер Б.В.
Якушкин Е.И.
Ярослав Мудрый
Ярославские князья
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Ярославская иконописная школа

Ярославская иконописная школа – художественное явление русского искусства второй половине XVI - XVII вв. Она сложилась и развивалась в заключительный период истории древнерусского искусства, поэтому во многом подвела итог семивековому развитию русской иконописи. Школа сложилась на основе местной художественной традиции, существовавшей в Ярославле в XIII – XV веках. Влияния московского искусства, мастера которого активно работали в Ярославле в первой половине XVI века, были творчески переработаны ярославскими иконописцами. Важной особенностью ярославской иконописной школы является активная роль посада (горожан) в формировании, как содержания, так и стиля ярославской иконописи. Со второй половины XVI века важная роль Ярославля во внутренней и внешней торговле способствовали экономическому и культурному подъему города, где преобладало ремесленное и торгово-промышленное сословие. В это время в растущих ремесленных посадах и слободах строятся многочисленные деревянные приходские церкви, которые после пожара Ярославля в 1658 году будут заменены на каменные. Для этих храмов писали иконы, часть из которых дошла до нашего времени. От XVI века сохранилось 80 икон (от предыдущего периода 17). Иконопись Ярославля этого времени имеет два стилистических направления. Одно из них ориентируется на московское искусство конца XV – начала XVI веков. К нему относятся, в частности, иконы «Федор, Давид и Константин в житии» (ЯИАМЗ) и «Варлаам Хутынский в житии» (ЯХМ). Этому направлению свойственны простые незагруженные композиции, тонкий мастерский рисунок удлиненных фигур, мягкий колорит. К концу XVI века этот стиль исчерпает себя.

Другая стилистическая группа икон характеризует местные художественные вкусы. Образцом этой группы являются иконы «Благовещение со служанкой» (ЯХМ), иконы пророческого чина (ЯХМ). Насыщенность композиции, упрощенный рисунок, темноватый колорит соседствуют в них с эмоциональностью и непосредственностью персонажей. Эти иконы были написаны, видимо, художниками из посадской среды, которые внесли в традиционные образы свежее мировосприятие. События Смутного времени отразились в иконах начале XVII века. В иконах «Воскресение - Сошествие во ад» (ЯИАМЗ) и «Единородный сын» (ЯХМ) грозно звучит тема возмездия.

В начале XVII века город Ярославль был крупным иконописным центром. Несмотря на разорение города, ярославские иконописцы не только пишут иконы для местных храмов, но и выполняют крупные заказы из других городов. В церкви Николы Надеина в 1640 году работали лучшие костромские и ярославские мастера. Среди них был ярославец Стефан Ефимьев Дьяконов, который участвовал в росписи Успенского собора Московского Кремля, а потом был зачислен в жалованные царские мастера. В церкви Ильи Пророка в 1650 году писали иконы государевы мастера Истома Савин и его сын Назарий Истомин, работавшие для купцов Строгановых, костромич Иван Гущин. Ярославцу Стефану Духовскому приписывается икона «Спас с припадающими» из местного ряда иконостаса. Основную же часть икон из Ильинского иконостаса выполнили ярославские городовые мастера. К строительству и оформлению приходских храмов заказчики привлекали лучшие художественные силы в стране. Это способствовало формированию здесь высокопрофессиональной художественной среды, уважения к мастерству, живого интереса ко всему новому. Имена большого количества ярославских иконописцев известны по переписям Ярославля второй половины XVII – начала XVIII веков. Однако отсутствие авторских подписей на иконах и сведений, для какого храма работал тот или иной мастер, пока оставляют иконы ярославской иконописной школы безымянными.

Особенность икон ярославской иконописной школы ярко отразились в иконе «Воскресение - Сошествие во ад» 40-х года XVII века. (ЯХМ). Ярославские иконы – большие по размерам, они призваны быть активными в просторном интерьере ярославского храма (внутренние размеры ярославских церквей XVII века вдвое больше московских). Человек XVII века ощущал потребность в иконе, насыщенной информацией и эмоциональными переживаниями. «Воскресение - Сошествие во ад» представляет не только главное событие евангельской истории, но и связанные с ним эпизоды земной жизни Христа. Спаситель изображен дважды – воскреснувшим и спустившимся в ад. Двумя золотыми потоками обтекают центральную сцену сонмы ангелов и праведников. Образ создает атмосферу приподнятости и праздничности. Напряженный драматизм композиций, нарядная декоративность колорита были созвучны эстетическим потребностям посадских людей города Ярославля.

Важную роль в формировании мастерства ярославских иконописцев сыграла Оружейная палата, которая собирала для крупных работ иконописцев со всей России. В 1646 году для росписи Успенского собора Московского Кремля только из Ярославля было вызвано 12 художников (из 28, числившихся по переписи). Среди них были Севастьян Дмитриев, Иосиф Владимиров, Стефан Духовской. Совместная работа с мастерами других городов создавала благоприятную атмосферу для постижения профессиональных новшеств. Знакомство с западно-европейским искусством способствовало тому, что в качестве образцов иконописцы стали использовать иллюстрации к печатным голландским изданиям Библии (Библия Пискатора, Библия Борхта). Однако, усваивая новое, ярославцы творчески перерабатывали его, не теряя своей самобытности. Искусство и его место в обществе, роль и значение художника, образованность и профессионализм творца – эти идеи волновали ярославских иконописцев. Не случайно им уделено внимание в лучшем эстетическом трактате XVII веке, который написал выходец из Ярославля Иосиф Владимиров.

Пожар 1658 года дал толчок каменному строительству и крупным художественным работам в Ярославле. В условиях, когда потребность в иконах была велика, а работы в храмах шли с большим размахом, местные полюбившиеся образцы быстро распространялись и закреплялись в искусстве. Во второй половине XVII века в городе Ярославле отсутствуют произведения столичных мастеров, наличие которых было характерно для начала XVII века. Из иногородних активно работают костромич Гурий Никитин, устюжанин Семен Спиридонов Холмогорец. Наиболее известные ярославские художники этого периода – Севастьян Дмитриев, Дмитрий Григорьев Плеханов, Семен Иванов, Федор Игнатьев. Стиль ярославской иконописи изменился. Художники стали ориентироваться на мастеров холмогоро-устюжского ареала. Наиболее характерный образец ярославской иконы этого времени – «Воскресение - Сошествие во ад» (ЯИАМЗ). Палитра стала светлой, с обилием холодных тонов. Появляется большое количество орнамента, композиция перегружается многочисленными сценами.

Интенсивность и напряженность художественной жизни города Ярославля конца ХVII века сочетается с последовательною традиционностью. Ярославцы как будто не испытывают потребности в искусстве сугубо светского характера. Грандиозность средневековой культуры завораживает и заказчика, и художника. Иконы изобилуют редкими сюжетами, широко распространяются обширные живописные «рассказы» в клеймах. Отточенное мастерство и великолепная техника сочетаются с широкой образованностью мастеров. Они иллюстрируют жития святых, богослужебную поэзию, поучительные сборники, исторические сюжеты, сказания и легенды местного происхождения. В житийных иконах привлекал подробный эмоциональный рассказ о жизни и страданиях святого. Через призму привычных образов иконописцы отражали отношение к событиям своего времени. Так, в житийной иконе евангелиста Матфея (ЯХМ), созданной на рубеже XVII – XVIII веков, в петровскую эпоху, ярко представлены злодеяния нечестивого царя-гонителя истинных христиан. Для людей того времени образ злодея-царя рождал аналогии с их временем и деятельностью Петра I, круто ломавшим древние устои. Образ мироздания, воплощенный в псалмах Давида, цельно и поэтично воссоздан в иконах «Хвалите Господа с небес» (ЯИАМЗ и ЯХМ). Космос и земля, растения и животные, люди и ангелы объединены в одной завораживающей картине мира. В ярославских иконах отражается и русская история. На иконе «Василий и Константин в житии» (ЯИАМЗ) показано Батыево нашествие на русские земли, а в образе «Сергей Радонежский в житии» (ЯХМ) единственный раз в русской иконописи изображена Куликовская битва (1380 г.).

Иллюстрировали ярославцы и местную историю. В иконе 1655 году «Богоматерь Толгская со «Сказанием» подробно рассказано об истории основания Толгского монастыря и чудесах иконы Толгской Богоматери. Изображали и сам город Ярославль – с его стенами, башнями и церквями. Древний облик города Ярославля запечатлен в иконе «Сергей Радонежский в житии» со «Сказанием о Мамаевом побоище». Консерватизм художественных пристрастий ярославского посада, из среды которого выходили как заказчики, так и исполнители икон, помог сохранить цельность ярославской иконописи. На всем протяжении XVII века в ней сохраняется преемственность традиций. Устойчивость местных вкусов способствовала долгой жизни иконописи в Ярославле. И в XVIII, и в XIX веках, мирно сосуществуя со светским искусством, она продолжала порождать шедевры.

Болотцева И.П.



Благовещение с акафистом. Около 1516 г. ЯИАМЗ
Благовещение с акафистом. Около 1516 г. ЯИАМЗ
Спас в силах. Около 1516 г. ЯИАМЗ
Спас в силах. Около 1516 г. ЯИАМЗ
Никита Мученик в житии. Вторая половина XVI века. ЯИАМЗ
Никита Мученик в житии. Вторая половина XVI века. ЯИАМЗ
Иоанн Предтеча в житии. Вторая половина XVI века. ЯХМ
Иоанн Предтеча в житии. Вторая половина XVI века. ЯХМ
Иоанн Предтеча ангел пустыни в житии. Конец XVII века. ГТГ
Иоанн Предтеча ангел пустыни в житии. Конец XVII века. ГТГ
Семен Спиридонов Холмогорец. Илья Пророк в житии. 1678 г. ЯХМ
Семен Спиридонов Холмогорец. Илья Пророк в житии. 1678 г. ЯХМ
Преображение. ЯИАМЗ.      Около 1516 г.
Преображение. ЯИАМЗ. Около 1516 г.
Воскресение - сошествие во ад. 1680-е годы. Церковь Ильи Пророка
Воскресение - сошествие во ад. 1680-е годы. Церковь Ильи Пророка

"Величит душа моя господа". Середина XVII века. ЯИАМЗ
Богоматерь Одигитрия. Около 1516 г. ЯИАМЗ
Богоматерь Одигитрия. Около 1516 г. ЯИАМЗ
Рождество Христово. Конец XVII века. ЯХМ
Рождество Христово. Конец XVII века. ЯХМ