в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Авраамий
Адриан
Азанчевские-Азанчеевы
Аксаков И.С.
Александр Ярославич (Невский)
Арсений
Арсений
Арсеньев Ф.А.
Артынов А.Я.
Афанасий
Барщевский И.Ф.
Батюков И.П.
Безобразов А.М.
Белоногов И.М.
Берендтс Э.Н.
Бирон Э.И.
Богданович А.Е.
Богданович М.А.
Борис Владимирович
Буренины
Бутурлин А.П.
Бухарев А.М.
Бушковы
Бычковы
Вахрамеев И.А.
Вахрамеевы
Верхотуров Н.И.
Виноградов С. А.
Владимиров И.
Волков Ф.Г.
Воротилов С.А.
Гладков Н. А.
Голицын М.Н.
Головщиков К.Д.
Голохвастовы
Гомилевский М.И.
Дерунов С.Я.
Димитрий
Димитрий
Дмитриев С.
Дмитриевский И.А.
Дорофей
Достоевский А.М.
Дружинин Н.П.
Дунаевы
Дьяконова Е.А.
Евреиновы
Евфимий
Жадовская Ю.В.
Жемчугова-Ковалева П.И.
Журавлевы
Завязошниковы
Затрапезновы
Зиновьев В.Н.
Золотаревы
Зубов Ф.
Иаков
Иванчин-Писарев А.И.
Игнатий
Игнатий
Иконниковы
Иоиль
Иона
Иринарх
Исайя
Исидор Твердислов
Капустин М.Н.
Карновичи
Карповы
Кассиан
Кекин А.Л.
Киссель Ф.Х.
Коренев Д.М.
Костров Г.В.
Крашенинников В.В.
Крылов А.П.
Крылов А.Ф.
Куимовы
Курбский А.М.
Кучумовы
Лавров Н.Ф.
Лазарев И.А.
Леонтий
Лермонтов Н.Ю.
Лествицын В.И.
Лихачевы
Ломтев Н.П.
Лыткины
Лютеры
Майков И.А.
Майковы
Мельгунов А.П.
Мизинов П. И.
Михалковы
Михеев В. М.
Морозов Н.А.
Мосягин П.В.
Мудрый К.В.
Мусин-Пушкин А.И.
Мусин-Пушкин С.А.
Мусин–Пушкины
Мыльников Н.Д.
Назарьевы-Гурьевы
Некрасов Н.А.
Некрасовы
Несытов М.В.
Никита
Никитин Г.
Никифоров А.А.
Никольский Ф.Я.
Нил
Окерблом И.И.
Оловянишниковы
Опекушин А.М.
Опочинины
Паисий
Панков Ф. И.
Паньков П.Я.
Пастуховы
Первухин Н.Г.
Петр, царевич Ордынский
Петровичев П.И.
Плеханов Д.Г.
Плешанов П.Ф.
Поздеев Н.И.
Полторацкий К.М.
Понизовкины
Прохор
Путятин Р.Т.
Романовский П. А.
Ростовские князья
Сабанеевы
Салтыков М.Е.
Салтыковы
Самуил
Санковский В.Д.
Сарафанниковы
Саренко Г.В.
Светешников Е.А.
Свиньин П.П.
Амфилохий Павел Иванович Сергеевский
Сергий Радонежский
Серебренников С.А.
Серебренниковы
Сигсон А.А.
Сильвестр
Скрипины
Слепушкин Ф.Н.
Смирнов М.И.
Смирновы
Собинов Л.В.
Соковнины
Солнцев Ф.Г.
Сопляковы
Сорокины
Спиридов Г.А.
Суриков И.З.
Сухово–Кобылин А.В.
Тарханов И.В.
Титов А.А.
Титовы
Тихомиров И.А.
Тишинин Н.И.
Трефолев Л.Н.
Трехлетов Е.В.
Трифон
Троицкий И.Д.
Тюменевы
Угрюмов Г.И.
Ульянов Н.Д.
Унковский И.С.
Устиновы
Ухтомские
Ухтомский А.Г.
Ушаков Ф.Ф.
Ушинский К.Д.
Федотовы
Филатьевы
Холмогорец С.С.
Хомутовы
Черный Ф.Р.
Чистовы
Шаляпин Ф.И.
Шаховской Д.И.
Шибанов М.
Ширяев В.Н.
Шитов С.Ф.
Шляков И.А.
Шпилевский С.М.
Штюрмер Б.В.
Шустовы
Юровы
Яковлевы
Якушкин Е.И.
Ярослав Мудрый
Промышленность и сельское хозяйство


 

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей Кириллович) (3.5(?).1322 г., вариант 1314, Варницы под Ростовом - 25.9.1392 г., Троицкий монастырь), религиозный подвижник, церковный деятель, духовный учитель и собиратель Руси, причислен к лику святых.

Из ростовского боярского рода. По легенде, некий святой старец, встретившийся как-то раз юному Варфоломею, предсказал мальчику великое поприще. Около 1332 года родители Варфоломея, спасаясь от голода и от насилий московских воевод после перехода части Ростовского княжества под власть Москвы, переехали из Ростова в глухой лесной край, в городок Радонеж. Достигнув юности, Варфоломей, с детства склонный к созерцательной, молитвенной жизни и строгой аскезе, удалился вместе со своим братом-монахом Стефаном в дремучий лес, на горку Маковец. Здесь они срубили Троицкую церковь. Вскоре Стефан ушел в Москву, а Варфоломей около двух лет прожил в лесу в полном одиночестве, пустынником, в трудах, борясь со страстями и темными видениями. Преодолевая страхи и соблазны силой молитвы и сурового труда, общался со зверями и птицами, прикормил медведя. В конце 30-х или начале 40-х постригся в монахи, став иноком Сергием.

Опыт пустынножительства был в ту пору на Руси уникален. Сергий основал новый в этом краю вид монашеского подвига, открыл новый на Руси образ христианской жизни. Слава об его подвижничестве распространялась, к нему стали приходить монахи и селиться рядом. В 40-е годы XIV века возник Троицкий монастырь. В первой половине 50-х годов (а может, и раньше) Сергий стал игуменом монастыря. Став руководителем монашеской общины, Сергий видел свое призвание в самоотверженном служении ближнему, помощи и поддержке всем нуждающимся. «Розни мира сего» он противопоставлял троичный идеал любви и полного взаимного согласия. Сергий выполнял в монастыре самую тяжелую работу: ставил кельи, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеба, шил одежду, готовил пищу для братии, служа ей «как раб купленный», - и соединял этот труд с молитвенным бдением и постом, с духовным попечением о послушниках и монахах своей обители.

В монастыре, по решению Сергия, было введено забытое к тому времени на Руси общежительство, предполагавшее общность имущества всех монашествующих и совместные их труды в обители. Сергий воспользовался при этом советом константинопольского патриарха Филофея, приславшего в дар монастырю наперсный крест. В связи с введением «общей жизни» в монастыре возникли разногласия; предъявил права на руководство общиной вернувшийся из Москвы Стефан. Сергий тайно ушел тогда на реку Киржач, где основал Благовещенский монастырь. К нему стали переходить монахи из Троицы. Однако по повелению митрополита Алексия, Сергий был должен вернуться в Троицкий монастырь, а роптавшие на него монахи были удалены из обители. Троицкий монастырь дал пример и норму монашеской жизни. Он стал тем духовным центром, откуда на северо-восток Руси распространялось отшельническое монашество и монастырское общежительство. Здесь, на водоразделе Волги и Двины, в глухих непроходимых лесах, в XIV веке возникает северная Фиваида, небывалый до того на Руси край аскетов-отшельников, избравших «бездомность», пребывание вне здешнего, земного града, в котором «несть спасения». Здесь раскрывает себя «Церковь, явленная именно в ее социальном ино-бытии, как «новое жительство» «не от мира сего» (Г.Флоровский). По благословению Сергия из Троицкого монастыря уходят в пустыню Сильвестр и Павел Обнорские и затем становятся основателями монастырей в Комельском лесу. Под влиянием Сергия основывает общежительные монастыри Димитрий Прилуцкий. По его же благословению основан Федором и Павлом Борисоглебский монастырь на реке Устье.

Едва ли не впервые на Руси Сергий обретает мистический опыт высшего мира. Горние силы говорят с ним «на языке огня и света» (Г.Федотов), он слышит голоса и видит ангелов. В его келью, наконец, является на рубеже 70-80-х годах Богоматерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна и дает ему обещание покровительствовать его обители, а иногда говорят, что и всей Русской земле. Причем Сергий видит Богоматерь не духовными, а телесными очами, наяву и лично. Троицкий монастырь при Сергии был школой умного делания, ведущего к откровению божественного света. И нельзя исключить причастности к этой практике учеников и собеседников Сергия, подвизавшихся в ярославских пределах. Главное дело Сергия, по Ключевскому, – нравственное воспитание народа живым примером общего усиленного труда на общественное благо, по священности Богу, взаимного служения друг другу.

Дискуссионны отдельные моменты религиозно-политической деятельности Сергия. Прочно опирается на традицию и хорошо аргументирован вывод о том, что Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича, посетившего его в Троице, на противоборство Орде, на освобождение Руси от ордынского бремени. Будучи главным духовным авторитетом, на Руси, Сергий не мог уклониться от участия в судьбоносных решениях. Очевидно, он признал борьбу с Мамаем священной войной и послал на битву против иноверцев-мусульман двух иноков-схимников, Андрея Ослябю и Александра Пересвета, а также грамоту к войску. Заботясь о духовном единении Руси на основе братской христианской любви, Сергий стремился к прекращению кровавых усобиц. В 1385 после бесед с ним в Рязани рязанский князь Олег Иванович заключил с Москвой вечный мир. Вместе с тем, Сергий был против дробления вселенской Церкви на части, соответственно государственным границам. Справедливо видя в стремлении князя Дмитрия Ивановича попытку приручить Церковь, насадить в митрополиты свою креатуру, подчинить ее светской власти, он не всегда находил общий язык с Москвой, поскольку единство всех христиан для него было важнее, чем локальные московские интересы.

Мощи Сергия были обретены 5 июля 1422 года. В 1422-23 годах был построен каменный Троицкий собор над его могилой. В его память Андрей Рублев написал икону Троица для иконостаса Троицкого собора. Житие Сергия Радонежского создано Епифанием Премудрым (и переработано Пахомием Логофетом). Канонизация - 1448-1449 года.

Ермолин Е.А.