в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Благотворительная деятельность Ярославской буржуазии
Гербы городов Ярославской губернии
Гербы ярославских и ростовских княжеских фамилий
Городское самоуправление
Ярославль в древности
Жандармерия
Ярославское земство
Иностранцы о городе Ярославле
Кадетские организации
Краеведение
Проведение крестьянской реформы 1861 года
Народнические кружки
Купечество
Наместничество в городе Ярославле
Ярославское ополчение в войне 1812 года
Отечественная война 1812 года и Ярославское общество
Отходничество
Полиция
Пребывание российских императоров в Ярославском крае
Присоединение Ярославля к Москве
Рыбинская биржа
Сказание о построении града Ярославля
Смутное время и Ярославский край
Совет всея земли
Социал-демократические организации
Ярославская организация Партии Социалистов-Революционеров
Социально-экономическое развитие Ярославской губернии в первой половине XIX века
Деятельность «Союза 17 октября»
Столыпинская аграрная реформа в губернии (1906–1916 гг.).
Ярославская таможня
Топографические описания
Торговля Ярославля в XVII веке
Угличское княжество
Февральская революция
Ярославский край в первой половине XIX века
Роль Ярославля во внутреннем рынке российской империи (конец XVIII в. – 1861 г.).
Ярославские воинские части
Ярославские князья
Ярославский край в XVIII веке
Ярославский край в начале ХХ века
Ярославский край в пореформенный период
Ярославское дворянство
Ярославское княжество
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Ярославль в древности

Первые два века существования города Ярославля оставили после себя мало сведений. Общепринятой датой основания Ярославля считается 1010 год. Некоторые исследователи полагали, что это событие произошло раньше, другие - после указанной даты. По легенде, Ярослав Мудрый в этом месте зарубил секирой медведя, которого натравили на него язычники. Отголоски этих событий видны в ярославском гербе.

Ярославль был городом-крепостью на Волге и исполнял функцию опорного пункта княжеской власти в крае. Здесь размещалась администрация, и вершился суд, находился военный гарнизон и религиозный центр всей округи. Долгое время Ярославль был опорой княжеской и христианской колонизации в землях угро-финских племен. Феодализация вызывала протест населения, чем пользовались служители языческих культов - волхвы, - не желавшие терять своего привилегированного положения со сменой религии. Ярославская крепость стала свидетельницей многих бурных событий того времени. В 1024 году в Залесской Руси в результате сильного неурожая вспыхнули волнения. Для ликвидации мятежа в край прибыл великий кн. Ярослав с дружиной и воеводой Вышатой. Ярославль не мог не сыграть своей роли в этих событиях, ибо голода и мора удалось избежать только благодаря хлебу, привезенному из Волжской Булгарии. А дорога туда шла по Волге мимо Ярославля. Кроме того, по преданию еще до похода Ярослава здесь находился языческий центр, где располагалось капище - «кереметь» бога Велеса, стоял его идол и жили жрецы-волхвы.

Ярослав Мудрый придавал большое значение христианизации земель. В 1051 году ростовским епископом был назначен Леонтий (очевидно, инок Киевского Печерского монастыря). Он много сделал для распространения христианства, но был, согласно преданию, убит язычниками. Социальные выступления, принявшие религиозную окраску продолжались. С таким восстанием связано первое летописное упоминание Ярославля. События 1071 года снова начались с неурожая. «Повесть временных лет» так говорит об этом: «В лето 6579 (1071) бывши бо единою скудости (недород) в Ростовской области, встали два волхва из Ярославля, глаголюша яка «Ве свеве, кто обилье держит (знаем, кто прячет запасы)». И поидост по Волзе...» Мятежники убивали представителей зажиточных слоев. Мятеж был подавлен боярином Яном, сыном воеводы Вышаты. При ликвидации волнений был убит православный священник, а сам боярин зарубил волхва. Зачинщики бунта были казнены и их тела были отданы на растерзание медведю, что не преминул отметить летописец. Продолжил борьбу с местным язычеством преемник Леонтия печерский монах Исайя, ставший в 1078 году ростовским епископом. Он «утвердил христианство в Ростово-Суздальской земле, на местах языческих капищ строил христианские храмы...» (На месте капища в Ярославле была построена церковь святого Власия). Последнего волхва убили в Ростове в 1091 году. С язычеством в крае было покончено. В Ярославле в ХI веке возник Петропавловский монастырь. Церковная колонизация края развивалась успешно. В ХП веке появился Спасо-Преображенский монастырь. В городе стояло немало церквей.

С самого своего основания Ярославль был форпостом княжества и был призван защищать столицу - Ростов. В то время дороги были плохими и основным средством коммуникаций выступала реки. Дорога с реки Волги на Ростов проходила по реке Которосль. Ее-то и запирала ярославская крепость. Насколько успешно она с этим справлялась, можно судить по летописям. Так, в 1149 году Ярославль прикрыл Ростов от нападения. Это был один из эпизодов княжеских междоусобиц. Киевский князь Изяслав Мстиславич с братом новгородским князем Всеволодом напали на ростовского князя Юрия Долгорукого. Летописи сообщали как Мстиславичи «по Волзе идоша к Снятину, и ко Углечу Полю (Угличу) и к Молозе, даже и до Ярославля, воююще, секуще, жгуще и взяша полону голов более семи тысящь». Но Ярославль выстоял и отвел опасность от Ростова.

Усобицами пытались воспользоваться внешние враги. Так, в 1152 году волжские булгары решили нанести удар по своему самому мощному сопернику - Залесской Руси. Их войска тайно подошли к Ярославлю, но взять город с налета не сумели и приступили к осаде. Летопись повествует: «В лето 6660 (1152) приидоша Болгаре по Волге к Ярославлю без вести и оступиша градок в лодиях, бе бо мал градок, и изнемогаху людие в граде гладом и жажею, и не бе лзе (невозможно было) никому же изити из града и дати вести Ростовцам». Положение спас подвиг юного ярославца. Он ночью выбрался из города, переплыл через реку, добрался до Ростова и «сказал им: болгары пришедша». Княжеская дружина быстро оказала помощь и разгромила неприятеля. Так Ярославль спас столицу княжества. Русские не оставались в долгу. Они неоднократно совершали походы на Волжскую Булгарию по Волге, не минуя Ярославль (например, в 1182 и 1186 гг.). Стоит отметить, что летописи ни разу не отмечали участия ярославцев в междоусобных воинах.

Под защитой сильных повелителей Руси Залесской «владимирских самовластцев» Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо расцветали города края. Ярославль, как и многие другие, превращался в торгово-ремесленный центр. Здесь процветали торговля и рыбная ловля, промыслы и ремесла. По находкам археологов можно судить о развитии гончарного и плотницкого, ювелирного и кузнечного дела. Крупнейший торговый центр Руси Новгород Великий неоднократно призывал на княжение правителей Залесья, участвовал в их военных предприятиях, был заинтересован в поставках продовольствия из края и торговле, особенно по Великому Волжскому пути. Поэтому там хорошо знали Ярославль. Об этом свидетельствует найденная в Новгороде берестяная грамота. В ней говорится: «От Терентия Михалю. Я на Ярославли, добр здоров и с Григорием. Пришлить лошак с Яковцем. Поедуть дружина Савина чадь. Угличане замерзли на Ярославли. Ты до Углеца, и ту полк дружина». Развивалось и строительство, особенно в связи с возведением многочисленных церквей и крепостных укреплений, следы которых найдены И.В.Дубовым при раскопках на Стрелке.

К началу ХШ века Ярославль был уже достаточно крупным городом. Великий кн. Всеволод Ш передал его своему старшему сыну Константину, бывшему до того князем в Новгороде Великом, вместе с Ростовским княжеством. Летописцы фиксируют под 1213 годом: «а старейший сын его князь Константин на Ростове и на Ярославле». При Константине Мудром Ярославль переживал расцвет. В городе было уже более десятка храмов и церквей. На Стрелке был построен княжеский дворец. В 1216 году началось строительство в Спасо-Преображенском монастыре каменной церкви Преображения Господня, а в 1218 году была заложена церковь во имя Входа в Иерусалим, ставшая усыпальницей ярославских князей. О строительстве главного собора в городе летопись сообщала: «В лето 6723 (1215) князь Константин заложил церковь каменну Успения Богородицы на Ярославле». Возведение каменного собора было значительным мероприятием по тем временам. Его сооружали, по-видимому, владимирские мастера. (При раскопках были найдены обломки тесаного камня, поливные керамические плитки, камни с резным узором, старинные плиткообразные кирпичи - плинфа, резная львиная маска из белого камня, что было характерно для владимирских мастеров). Ярославль стал и культурным центром. При Спасо-Преображенском монастыре было создано училище, первое в Поволжье. Появилась и библиотека, она состояла, вероятно, из книг, собранных Константином Всеволодовичем. Он был известным любителем и знатоком древних книг, особенно греческих, и собрал 1000 книг. Появление училища и библиотеки, вероятно, было связано с духовником князя игуменом ярославского Петропавловского монастыря Пахомием. В 1214 году он стал ростовским епископом и перевел библиотеку и училище в Ростов, где те погибли во время пожара.

Ярославль стал уже достаточно крупным и развитым, чтобы быть центром самостоятельного княжества, что и произошло в 1218 году.

Хаиров А.Р.



Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый
Реконструкция г. Ярославля в древности
Реконструкция г. Ярославля в древности