в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Даниловский уезд
Любимский уезд
Мологский уезд
Мышкинский уезд
Переславский уезд
Пошехонский уезд
Романово-Борисоглебский уезд
Ростовский уезд
Ростов
Ростов
Ростовское общество любителей искусств (1895-1903)
Ростовская финифть
Ростовский музей церковных древностей
Вексицы
Величково
Воронино
Вощажниково
Климатино
Павлово
Погорелово
Поречье-Рыбное
Пужбол
Семибратово
Сулость
Татищев Погост
Уславцево
Борисоглебские слободы
Петровск
Сергий Радонежский
Димитрий
Иринарх
Ростовские князья
Трифон
Арсений
Жемчугова-Ковалева П.И.
Прохор
Исидор Твердислов
Борис Владимирович
Кекин А.Л.
Артынов А.Я.
Авраамий
Плешанов П.Ф.
Крылов А.Ф.
Петр, царевич Ордынский
Игнатий
Титовы
Леонтий
Исайя
Иаков
Иоиль
Аксаков И.С.
Кассиан
Головщиков К.Д.
Рыбинский уезд
Углический уезд
Ярославский уезд
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство





Полезные ссылки Фото декоративный газон.
 

Леонтий

Леонтий (умер около 1070 г., г. Ростов), ростовский епископ, святой Русской Православной Церкви.

С его деятельностью связывают первые успехи христианизации ростовского края. Сведения о Леонтии отрывочны и противоречивы. Житие называют Леонтия греком, поставленным на ростовскую кафедру константинопольским патриархом Фотием, минуя киевскую митрополию и относит его служение ко времени князя Владимира, т.е. к концу X века. Видимо здесь сказалось стремление ростовской Церкви к самостоятельности от города Киева. Более достоверным является свидетельство владимирского епископа Симона. В своем послании к схимнику Киево - Печерского монастыря Поликарпу (1225 – 1226 гг., вошло в Печерский патерик) епископ Симон называет Леонтия первопрестольником Киево - Печерским, т.е. Леонтий первым из печерских иноков расположен на епископский престол. Рукоположение произошло не позднее 1051 года (дата возведения в сан Киевского митрополита второго постриженика перерского - Иллариона).

Леонтий - третий епископ на ростовской кафедре. Миссионерская деятельность его предшественников - греков в языческом Ростове была малоуспешной. Первый из них Федор вынужден был бежать из города Ростова в город Суздаль, там, и скончался в 993 году. Второй епископ Илларион также изгнан язычниками. Поначалу и просветительство Леонтия не давало результатов. Тогда он, согласно житийной легенде, обратился к детям («оставль старци и учащи младенци»). Привлекая детей лаской, красотой церковных обрядов, угощением («начат варити кутию»), Леонтий крестил и учил их. Взрослые, недовольные влиянием Леонтия на детей, поднялись на него с оружием и дрекольем. Не испугавшись, Леонтий с клиром в полном облачении с крестом в руках вышел навстречу. Язычники, пораженные его видом, одни пали замертво, другие ослепли. Леонтий молитвой поднял, исцелил их. Многие уверовали, т.о. сложилась первая христианская община в городе Ростове.

Дата смерти Леонтия неизвестна. Сведения об обстоятельствах кончины противоречивы. Житие сообщает о том, что Леонтий отошел с миром. Однако владимирский епископ Симон называет его мучеником за веру. Вероятно, Леонтий погиб во время восстания в ростовских землях 1071 – 1073 годов, но не позднее 1077 года, когда ростовскую кафедру занимает его приемник - Исайя. Похоронен в Успенском соборе города Ростова. Обретение мощей произошло в 1164 году, что и послужило поводом для канонизации.

После пожара 1160 года на месте сгоревшего собора по приказу Андрея Боголюбского закладывался каменный храм. При рытье рвов под фундаменты были обнаружены две гробницы - епископов Леонтия и Исайи. При епископе ростовском Иоанне (1190 - 1214 гг.) было установлено празднование святого Леонтия и составлена служба ему. В 70-90-е XII века складывается первая краткая редакция жития Леонтия. Представляет собой сказание об обретении мощей святого Леонтия с краткими сведениями о его жизни, носящими характер вступления к основному предмету повествования. Древнейшие списки краткой редакции относятся к XIII веку. В XVI веке при митрополите Макарии житие было значительно расширено. Чрезвычайная распространенность жития Леонтия (редкий житийный сборник обходился без него) говорит о большой популярности святого. В.О. Ключевский выделяет шесть редакций жития Леонтия. Мощи святого Леонтия покоились, открыто в Успенском соборе города Ростова до начала XVII века. После разграбления города поляками в 1609 году, когда была разбита драгоценная рака, покоятся «под спудом» в южном приделе Успенского собора, освященном в честь святого Леонтия. День памяти святого Леонтия - 23 мая, в день обретения его мощей.

Е.А. Федорычева