в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Книжная культура (Древнерусский период)
«Вести о России»
Газета «Голос»
Ярославские Губернские ведомости
Ярославские Епархиальные ведомости
Книгоиздательство К.Ф.Некрасова в Ярославле
Литература Ярославского края XIX века
Литература Ярославского края XVIII век
Ярославский литературный сборник
«Северный край»
«Слово о полку Игореве»
«Уединенный пошехонец»
Городские классы рисования
Общество любителей музыкального и драматического искусств
Музыкальная жизнь
Русское музыкальное общество в Ярославле
Ростовское общество любителей искусств (1895-1903)
Художественная жизнь посада Большие Соли XVIII - начала XX веков
Ярославское художественное общество
Художественно-кустарная и ремесленная школа Н.С.Сорокина (1911-1912 гг.).
Особенности говоров Ярославского края
Фольклор Ярославского края
Ярославский портрет
Живопись Углича второй половины XIV-начала XХ веков
Портретная галерея Дома призрения ближнего
Ростовская финифть
Серебряное дело Ярославля
Художественные выставки
Мышкинский театр
Ярославский театр
Фотография в Ярославском крае
Ярославская иконописная школа
Иконописцы Романова-Борисоглебска
Иконопись Ярославля XIII - XV веков
Иконописное искусство Ярославля XVIII-XIX веков
Ростовская икона
Спас Вседержитель
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Музыкальная жизнь

Музыка и песня издавна входили в народный быт. Зачастую они были связаны с традициями языческой архаики. Так, согласно легенде, записанной в XVIII веке архиепископом Самуилом, в Ярославле XI веке на месте «Волосова мольбища» (капища языческого божества) случались «мнозии страхования»: «ту и сопели, и гусли, и пение многажды раздавшеся, и плясание некое видимо бываше». Здесь музыка и пение имеют магическую природу, входят в ритуал служения Велесу. Знаменательно замечание о том, что скот, который забредал на место капища, хирел, и это объяснялось как месть Велеса - и лишь постройка Власьевского храма прекратила бесовские дела. Нередко центральную фигуру песенно-музыкальных действ, скомороха, считают преемником языческого волхва. Скоморох участвовал в свадьбах и тризнах, купальных игрищах и княжьих потехах. Ему отводилась немаловажная роль в жизни древних обитателей Верхневолжья. Это шут, затейник, однако его баяние, гусельная игра и слово временами выходят за пределы простого балагурства, получая особую значимость как способ выражения народного миросозерцания.

В начале XVII века под Ярославлем была деревня Скоморохово. Вероятно, и Скоморохова гора в Рыбинске хранит в своем названии память о древних игрищах. Неслучайно с Ростовским краем связывают знаменитую повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове - как полагают некоторые современные ученые, текст скоморошьего происхождения, в котором Ерш Ершович - это иносказательный образ скомороха. Скоморохи ходили ватагами по 60 и даже по 100 человек, собирая на свои представления огромные толпы народа.

Подозрения в связях с язычеством стали в XVII веке основанием для суровых гонений на скоморохов со стороны властей, как духовных, так и светских. Характерна грамота царя Алексея Михайловича архимандриту Горицкого монастыря в Переславле-Залесском Ермогену (1655 гг.), в которой, фиксируется широкая распространенность «всякого мятежного бесовского действа, глумления и скоморошества со всякими бесовскими играми», отчего многие люди «тем прелесником и скоморохом последствуя на безчинское их прельщение сходятця по вечером и во всеночных позорищах на улицах и на полях и богомерзских и скверных песней и всяких бесовских игр слушают мужеского и женского полу и до сущих младенцев». Программа борьбы с этими действами осуществлялась столь последовательно, что скоморох как художник-универсал перестает с этого времени быть центральной фигурой мирового искусства.

Яркое явление культуры Верхневолжья - народная песня, имевшая широкое распространение вплоть до XX века. Из народной среды выходили замечательные певцы и музыканты. Без музыки и пения не обходились собрания молодежи, праздники, да и будни.

В XVIII веке возникают новые формы музыкальной культуры. В городских и сельских дворянских усадьбах появляются ансамбли музыкантов и песенников, которые могут исполнить и западные менуэты, и русскую плясовую.

Из Ярославля происходит рукописный сборник инструментальной музыки конца XVIII в., содержащий более ста пьес для столовых гусель или клавишного инструмента. Самым музыкальным сезоном в городах была зима, когда сюда съезжались помещики из усадеб, вместе с приживалками, дворней, музыкантами, поварами и прочей челядью.

Путешественник А.Гакстгаузен сообщал из Ярославля о некоем купце, который показывал гостям «хороший венский орган с часами, игравший множество увертюр, маршев и симфоний» и заменявший собою оркестр.

В XIX - начале XX века музыкальная жизнь края тесно связана с театрами. В Ярославле в 1811-1813 гг. держал антрепризу Е.Глебов, в труппе которого имелись хор и музыканты. Впоследствии повсеместно ставятся музыкальные спектакли - водевили. В антракте устраивался дивертисмент с пением и играл оркестр (театральный или военный). С конца 1860-х годах в Ярославле ставили и оперетту. Нередко в Ярославль приезжали гастролеры: так, в 1850 году два концерта дал скрипач Антоний Парис, в 1848 году гастролировала балерина Надежда Богданова. К началу XX века гастроли становятся делом обычным. Давали свои авторские вечера известные композиторы - М.А.Балакирев, А.Г.Гречанинов, А.Н.Скрябин. Весной обычно приезжал оперный театр.

С середины XIX века в Ярославле, Рыбинске, Ростове устраивались музыкально-драматические вечера. По сообщению А.Беляева, в Ярославле их организаторами были граф Борх с сыном, проживавшие под полицейским надзором, Г.Г.Сипягин, Зограф, а потом Христианович, А.Д.Щелков и высланный в Ярославль под надзор полиции князь Ю.Н.Голицын. Христианович завел в Ярославле и музыкальную школу (до 1861 г.), где, по свидетельству М.Балакирева, учил «даром очень многих»; он заслужил почетное прозвище «маленького Рубинштейна Ярославля». Пение преподавалось в ярославских учебных заведениях, в основном оно было ориентировано на церковную практику. Гимназисты по праздникам пели в Воскресенской церкви, а хор домовой церкви ярославского Дома призрения ближнего (Сиротского дома) соперничал с архиерейским хором и получил прозвание «губернаторского» (его регентом был Флегонт Иванович Нарцызов). Хор этот нередко приглашали и на домашние концерты.

В 1870-х годах в Ярославле здешними меломанами и театралами было создано общество любителей музыкального и драматического искусств. Под его эгидой давались концерты, устраивались музыкальные вечера, танцы, играл кокуевский оркестр. В Рыбинске в конце XIX веке возник литературно-музыкально-драматический кружок, в котором был и «музыкальный отдел». Согласно уставу, кружок имел целью «доставить своим членам возможность собираться для исполнения различных произведений музыкального и драматического искусств», содействовать развитию музыкального искусства, распространять к нему любовь и развивать его понимание.

В конце XIX веке возникают и светские хоры. Таким был ярославский хоровой коллектив под управлением пианиста и дирижера Н.Н.Алмазова. В 1900 году в Ярославле организуется хоровое общество. Оно ставит целью «развивать в народе любовь к исчезающей самобытной песне в противовес развращающей и бессмысленной фабричной песне». Члены общества собирались в народной читальне на Вознесенских прудах. Их силами были подготовлены и показаны оперные спектакли - «Аскольдова могила» А.Н.Верстовского, «Русалка» А.С.Даргомыжского, «Князь Игорь» А.П.Бородина. В 1890-е годы был известен рыбинский соборно-церковный хор Грибушина, который давал как духовные, так и светские концерты и выезжал на гастроли в Ярославль, Кострому, Кашин и др. Иногда хоровое пение становилось политическим аргументом. Так, 12 октября 1905 года в стенах Демидовского лицея состоялся политический концерт-митинг, на котором хор пел революционные песни и была принята резолюция с требованием Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, равного и тайного волеизъявления. Практика проведения подобных митингов-концертов станет распространенной в 1917 году и в последующие годы.

В 1903 году в Ярославле на Духовской улице было воссоздано отделение Императорского русского музыкального общества (см.: «Русское музыкальное общество в Ярославле»). В 1904 году при нем открылись музыкальные классы.

Музыкальная жизнь края в целом отличалась разнообразием и интенсивностью, синтезируя опыт традиционной музыкальной культуры и новейшие явления и веяния.

Е.А.Ермолин



Ярославские ребята
Ярославские ребята