в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Книжная культура (Древнерусский период)
«Вести о России»
Газета «Голос»
Ярославские Губернские ведомости
Ярославские Епархиальные ведомости
Книгоиздательство К.Ф.Некрасова в Ярославле
Литература Ярославского края XIX века
Литература Ярославского края XVIII век
Ярославский литературный сборник
«Северный край»
«Слово о полку Игореве»
«Уединенный пошехонец»
Городские классы рисования
Общество любителей музыкального и драматического искусств
Музыкальная жизнь
Русское музыкальное общество в Ярославле
Ростовское общество любителей искусств (1895-1903)
Художественная жизнь посада Большие Соли XVIII - начала XX веков
Ярославское художественное общество
Художественно-кустарная и ремесленная школа Н.С.Сорокина (1911-1912 гг.).
Особенности говоров Ярославского края
Фольклор Ярославского края
Ярославский портрет
Живопись Углича второй половины XIV-начала XХ веков
Портретная галерея Дома призрения ближнего
Ростовская финифть
Серебряное дело Ярославля
Художественные выставки
Мышкинский театр
Ярославский театр
Фотография в Ярославском крае
Ярославская иконописная школа
Иконописцы Романова-Борисоглебска
Иконопись Ярославля XIII - XV веков
Иконописное искусство Ярославля XVIII-XIX веков
Ростовская икона
Спас Вседержитель
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство





Полезные ссылки http://lprgroup.ru тендер промышленный каплеструйный маркиратор.



Полезные ссылки https://www.bereg.net купить самоклеящиеся этикетки.
 

Ярославский портрет

Высокий духовный потенциал, заложенный в ярославских древнерусских иконах и храмовом зодчестве XVII века, выразившийся в создании ярославской школы иконописи, раскрылся и в искусстве Нового времени, отмеченном появлением такого феномена русской провинциальной культуры, как бытовой сословный портрет.

Исторической предпосылкой расцвета такого портрета послужило образование в 1777 году Ярославского наместничества, которое возглавил А.П.Мельгунов. Прибытие умного и энергичного правителя способствовало раскрытию лучших созидательных сил в Ярославле и в губернии. Мельгунов опирался, в основном, на местные силы. Он собрал вокруг себя кружок заинтересованных лиц, не только дворян, но также людей других сословий, привлек купцов и творческую «интеллигенцию» из посадского люда. Претворение в жизнь идей Века просвещения в широких масштабах и успешнее, чем в других губерниях, было обеспечено преемственностью традиций, характерных для ярославской купеческой и ремесленной среды, и особым отношением к новаторским тенденциям, связанным с деятельностью передового дворянства. К этому необходимо добавить и личностные качества губернатора, главной движущей силы, осуществлявшей стремительное возрождение края.

Совмещение передового опыта и старых традиций позволило городу быть первым во многих культурных начинаниях. В городе Ярославле сложились благоприятные условия для развития культуры в городской среде. Завершившийся процесс расслоения жителей города на «верхи» и «низы» определил окончательно и их культурную ориентацию. Испытывая потребность в самоутверждении, в подтверждении значимости своей корпоративной принадлежности, «третье сословие», по аналогии с дворянством, нашло способ автопрезентации. Высокая, «ученая» культура дворянства была чужда ему, не отвечала его нравственным, религиозным и эстетическим идеалам. Сформированные в условиях новой городской среды, эти идеалы не были адекватны и культуре крестьянства. Воплотить их могла только своя, «третья культура», которая и появилась, своеобразно соединив черты известных ранее типов сословной культуры. Ее наиболее полным выражением стал провинциальный портрет, получивший распространение в городской среде.

Портрет функционален, ориентирован на утилитарное назначение, служа престижным или мемориальным целям. Еще одно его определение - бытовой - говорит о восприятии такого портрета не столько как произведения искусства, сколько как атрибута быта. Украшая дом, п. его хозяев являлись как бы воплощением «духа» дома, незыблемости его устоев, служили показателем жизненного уровня и положения в обществе изображенных на них лиц. Город - не единственное место бытования такого портрет. Он получил свое развитие, приняв специфические формы, и в загородных дворянских усадьбах.

Сословно ориентированные ярославские портреты купцов, мещан, военных, духовенства, дворян, живших в городе, создавались художниками - выходцами из той же городской среды, стоящими на одном уровне с заказчиком и по происхождению. Искусство цеховых живописцев по своей значимости и отношению к нему стояло в одном ряду с другими ремесленными профессиями. Истоки художественного языка портрета и творческой манеры их создателей - с одной стороны, в ярославских житийных иконах XVI-XVII веков, в польских дворянских портретах эпохи барокко, явно знакомых ярославцам, и, с другой стороны,- в крестьянском искусстве. Эти традиции, идущие от народной игрушки, росписи прялок, вышивки и поздней иконописи, в результате их активной переработки, дали качественно новые произведения, на первый взгляд простые, иногда даже примитивные. Чаще всего это однофигурные поясные портреты, как правило, объединенные семейными парами или группами, составляющие фамильные, реже общественные галереи. Встречаются и групповые портреты на одном холсте: родители с детьми или целые семьи. Они различны по степени художественного воплощения индивидуальной авторской манеры и дарования. Но в целом все портреты характеризуются простой композицией, статичной позой изображенных людей, декоративностью цвета и формы, отсутствием психологических особенностей в застывших лицах, лаконичными деталями. Эта внешне простая форма выражения на самом деле являлась отражением духовных и эстетических идеалов заказчиков портретов и их исполнителей. Провинциальные портреты воплощают устойчивость, незыблемость бытия. Исключаются сиюминутные состояния. Герои пребывают вне времени и конкретного места действия. Жесты, отдельные детали костюма, атрибуты - все лаконично и точно отобрано. При этом портрет насыщен информацией, заложенной в каждой детали, в атрибутах знакового характера, отражающих статус портретируемых. Такие портреты скорее походили на документальное свидетельство, отражающее положение его хозяина в обществе. Через самоутверждение модели раскрывался пафос утверждающего себя «третьего сословия». Прославляя заказчика, их авторы, как правило, не думали о личном самоутверждении, недаром среди провинциальных портретов так много анонимных работ. Сложился определенный канон провинциального бытового портрета, который оставался неизменным на всем протяжении существования этого искусства, вплоть до середины XIX веке.

В 1850-60-е годы провинциальный портрет как явление культуры завершает свою историю. Изменившийся быт и вошедшая в моду фотография, взявшая на себя почти все функции живописного портрета, вытеснили последний. Искусство и патриархальная жизнь провинции оказались надолго в забвении. Расширение представлений о культурном пространстве позволило открыть «третью культуру» (третью не по ее качеству, а по времени открытия) и увидеть художественную, эстетическую ценность этих произведений.

Ярославский регион богат мастерами, чьи имена известны и чье творческое наследие представлено целыми комплексами произведений. Одним из известных и наиболее прославленных художников конца XVIII века был Д.М.Коренев. Им была создана первая в провинции общественная портретная галерея для Дома призрения ближнего.

В I - ой половине XIX века в городе Ярославле работал крупнейший мастер Н.Д.Мыльников, создавший целую галерею семейных портретов купцов. Несмотря на камерную форму, портреты этого мастера отличались монументальностью, и образы, создаваемые им, отражали активную жизненную позицию героев.

В городе Угличе работал талантливый художник - «живописец и коллежский регистратор» И.В.Тарханов. В отличие от гармоничных по цвету произведений ярославского мастера, его картины эмоциональны и декоративны.

Павел Календас (Переславль-Залесский, даты жизни и биография неизвестны) - загадочный и яркий художник, известен портретист семьи пересславских фабрикантов Темериных. Входящие в этот ряд детские изображения прочно заняли место среди шедевров провинциального искусства. Информативная насыщенность, благодаря многочисленным «говорящим» атрибутам-символам, в совокупности с надписями на оборотах делает фамильную галерею Темериных семейной хроникой. Хроника не двух поколений, а трех, да еще на одном полотне, запечатлена на уникальном групповом портретом купеческой семьи неизвестного художника (1830-е г., Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник). Данный портрет, хотя и представляет реальную семью, в силу художественного обобщения и предельного лаконизма изобразительно-выразительных средств, одного из основных качеств народного искусства, приобрел характер символа. Он стал олицетворением главного понятия, определяющего социальную, нравственную и духовную жизнь народа, - «семейное древо».

Федорова И.Н.



Портрет княжны Куракиной. Неизвестный художник конца ХVIII века
Портрет княжны Куракиной. Неизвестный художник конца ХVIII века
Портрет купеческой семьи. Неизвестный художник первой половины ХIХ  века
Портрет купеческой семьи. Неизвестный художник первой половины ХIХ века
Портрет девушки. Мыльников Н.Д.
Портрет девушки. Мыльников Н.Д.
Портрет Л.И.Боборыкина. Коренев Д.М.
Портрет Л.И.Боборыкина. Коренев Д.М.
Портрет А.П.Темериной. Колендас
Портрет А.П.Темериной. Колендас
Портрет А.А.Теремина. Колендас
Портрет А.А.Теремина. Колендас
Портрет П.А.Астаповой. Мыльников Н.Д.
Портрет П.А.Астаповой. Мыльников Н.Д.