в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Книжная культура (Древнерусский период)
«Вести о России»
Газета «Голос»
Ярославские Губернские ведомости
Ярославские Епархиальные ведомости
Книгоиздательство К.Ф.Некрасова в Ярославле
Литература Ярославского края XIX века
Литература Ярославского края XVIII век
Ярославский литературный сборник
«Северный край»
«Слово о полку Игореве»
«Уединенный пошехонец»
Городские классы рисования
Общество любителей музыкального и драматического искусств
Музыкальная жизнь
Русское музыкальное общество в Ярославле
Ростовское общество любителей искусств (1895-1903)
Художественная жизнь посада Большие Соли XVIII - начала XX веков
Ярославское художественное общество
Художественно-кустарная и ремесленная школа Н.С.Сорокина (1911-1912 гг.).
Особенности говоров Ярославского края
Фольклор Ярославского края
Ярославский портрет
Живопись Углича второй половины XIV-начала XХ веков
Портретная галерея Дома призрения ближнего
Ростовская финифть
Серебряное дело Ярославля
Художественные выставки
Мышкинский театр
Ярославский театр
Фотография в Ярославском крае
Ярославская иконописная школа
Иконописцы Романова-Борисоглебска
Иконопись Ярославля XIII - XV веков
Иконописное искусство Ярославля XVIII-XIX веков
Ростовская икона
Спас Вседержитель
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Ростовская финифть

Искусство живописи на эмали появилось в городе Ростове во второй половине XVIII века. Сохранились сведения о существовании в этот период финифтяной мастерской при Ростовском архиерейском дворе и отдельных мастерах, работавших по заказам монастырей и церквей города. Они занимались изготовлением эмалевых дробниц для украшения предметов церковного обихода. С 1770-х годов в городе Ростове появились цеха, объединившие ремесленников по их специальности. В числе прочих был организован цех иконописцев, куда входили мастера финифти. В 1785 году финифтянщики вошли в состав вновь созданной иконописной и живописной управы.

По данным 1788 года в списке мастеров финифтяного дела числилось 6 мастеров и 3 подмастерья, представлявших различные слои городского общества. По разным источникам известны живописцы по финифти, жившие и работавшие в Ростове во второй половине XVIII - первой трети XIX веков. Это Буров, А.Всесвятский, Гвоздарев, Г.Елшин, П.Иванов, А.Мощанский, С.Петров, С.Троицкий, Чайников. Ростовские финифтянщики работали по заказу церкви и воспроизводили в своих миниатюрах образы евангельских персонажей, святых, сцены из священной истории. На художественный язык мастеров второй половины XVIII века повлиял стиль барокко. В работах некоторых живописцев барочные принципы сочетались с древней иконописной традицией и элементами народного творчества.

На протяжении XIX века финифтяное производство в городе Ростове неуклонно расширяется. Растет число мастеров, появляется узкая специализация, связанная с отдельными этапами изготовления финифтяных изделий. В производственном процессе последовательно участвуют белоготовильщик (изготовитель финифтяных пластин), живописец, оправляльщик. Вместо мастеров-одиночек возникают "финифтяные заведения" - мастерские, которые состояли из мастера-хозяина, одного-двух подмастерьев и одного-двух учеников. В 1848 году в городе вновь образовалась упраздненная в 1812 году ремесленная управа. Она состояла из 5 цехов, один из которых объединял финифтянщиков, живописцев, резчиков, маляров, золотарей и оконочников. По данным 1849 года в составе цеха находилось 46 мастеров финифтяного дела.

В 1860-70-х годах в городе Ростове насчитывалось от 15 до 26 финифтяных заведений, от 40 до 71 подмастерьев и от 20 до 25 учеников. С 1848 года выделились заведения оправляльщиков - мастерских по изготовлению оправ для финифтяных миниатюр. Во второй половине XIX века ведущее положение в организации финифтяного промысла занял скупщик-торговец. Его функции заключались в поставках материала мастерам и в мастерские, закупках готовой продукции и ее сбыте. Наиболее крупные скупщики-торговцы, такие как Завьяловы, Шапошниковы и Яйцовы, владели мастерскими. Через скупщиков-торговцев изделия ростовских финифтянщиков попадали в города Москву, Сергиев Посад, Санкт-Петербург, Псков, Киев и др. города.

С повышением спроса резко возросло массовое производство продукции, основную часть которой составляли мелкие образки. К концу XIX века суммарная выработка по ростовским мастерским достигала 2 млн. 600 тыс. образков в год. Выработка на одного мастера составляла 500-600 образков в день.

Художественный язык ростовской финифти XIX века гораздо менее однороден, чем в предыдущий период. В творчестве мастеров почти до середины столетия в различной степени проявились черты барокко, хотя в целом, начиная примерно с 1820-30-х годов все активнее становится влияние классицизма. Ведущие художники промысла, стремясь к вершинам мастерства, следовали принципам классицизма и овладевали характерными для этого стиля живописными приемами. Они относились к своему делу не как к ремеслу, а как к искусству. Утверждаясь в качестве профессионалов, Н.Сальников и Р.Виноградов представляли свои работы в Академию Художеств на звание неклассного художника. К числу мастеров высокого класса принадлежали также представители династий Завьяловых, Рыкуниных, Шапошниковых, живописцы П.Буров, М.Додонов, Н.Ключарев, А.Метелкин, А.Тарасов, А.Усачев. В этой среде создавались произведения не только церковного характера, но также портреты и пейзажные работы с изображением местных достопримечательностей.

Более многочисленной была когорта живописцев, не наделенных достаточными способностями. Именно такие ремесленники были производителями той массовой продукции, которая заполонила всероссийский рынок во второй половине XIX века. Их лубочные по характеру миниатюры несли черты народной культуры. Постоянно возраставший спрос на массовую продукцию сдерживал развитие направления, тяготевшего к профессиональному искусству. А к концу XIX века, вследствие интенсивного наполнения рынка продукцией фирмы «Жако и Бонакер», выпускавшей дешевые образки в виде переводных картинок на жести. Наступил заметный спад в массовом производстве финифти. Эти обстоятельства стали причиной кризиса промысла, на что обратили внимание представители культурной общественности и художники-профессионалы. Начиная еще с 1870-х годов, А.А.Титов, движимый желанием поддержать, прежде всего, художников профессиональной ориентации, устраивает выставки ростовских финифтянщиков в московском политехническом музее, а затем способствует показу их работ на венской, филадельфийской и парижской выставках.

Предпринимались меры для организации профессиональной подготовки мастеров. В 1898 году по инициативе И.А.Шлякова при Ростовском музее открылся ремесленный класс рисования, иконописи, резьбы и позолоты по дереву, в котором обучали живописи на эмали. В 1903 году на основе класса была создана школа, где особое внимание уделялось финифтяному делу. При городском училище стали проводиться занятия для финифтянщиков. В марте-апреле 1904 году была оборудована специальная мастерская для занятий живописью по финифти. Около 1912 года по инициативе профессора А.С.Соколова, открылась учебно-показательная мастерская по производству финифти.

С 1913 по 1917 год художественное руководство мастерской осуществлял известный художник С.В.Чехонин, приглашенный для этого отделом кустарной промышленности министерства земледелия. По его инициативе проводились опыты по применению финифти в области ювелирного производства с целью создания изделий бытового характера. Это направление получило развитие после 1917 года. В 1918 году в городе Ростове была организована артель по производству художественной эмали, куда вошли мастера, занимавшиеся финифтью еще до революции. Активное участие в ее создании приняли Н.Дубков и А.Назаров. Вместе с ними работали другие финифтянщики старшего поколения - С.Воронов, Д.Евдокимов, Н.Старчиков. При артели действовала школа-мастерская. Мастера артели освоили производство разнообразных ювелирных изделий: шкатулок, брошей, пудрениц, рамок для фотографий, значков и др. предметов. Тематика росписи включала портреты общественных и политических деятелей, писателей, жанровые сцены, цветочный орнамент. Артель выпускала массовые изделия, но ведущие мастера создавали оригинальные произведения, которые экспонировались на областных, всесоюзных и всемирных выставках в городах Париже (1937 г.) и Нью-Йорке (1939 г.).

В.В.Зякин