в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Книжная культура (Древнерусский период)
«Вести о России»
Газета «Голос»
Ярославские Губернские ведомости
Ярославские Епархиальные ведомости
Книгоиздательство К.Ф.Некрасова в Ярославле
Литература Ярославского края XIX века
Литература Ярославского края XVIII век
Ярославский литературный сборник
«Северный край»
«Слово о полку Игореве»
«Уединенный пошехонец»
Городские классы рисования
Общество любителей музыкального и драматического искусств
Музыкальная жизнь
Русское музыкальное общество в Ярославле
Ростовское общество любителей искусств (1895-1903)
Художественная жизнь посада Большие Соли XVIII - начала XX веков
Ярославское художественное общество
Художественно-кустарная и ремесленная школа Н.С.Сорокина (1911-1912 гг.).
Особенности говоров Ярославского края
Фольклор Ярославского края
Ярославский портрет
Живопись Углича второй половины XIV-начала XХ веков
Портретная галерея Дома призрения ближнего
Ростовская финифть
Серебряное дело Ярославля
Художественные выставки
Мышкинский театр
Ярославский театр
Фотография в Ярославском крае
Ярославская иконописная школа
Иконописцы Романова-Борисоглебска
Иконопись Ярославля XIII - XV веков
Иконописное искусство Ярославля XVIII-XIX веков
Ростовская икона
Спас Вседержитель
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Литература Ярославского края XVIII век

В историческом очерке «Ярославль при императрице Елизавете Петровне», созданном на основе архивных документов, Л. Н. Трефолев давал характеристику Ярославля середины ХVШ века: «Историческая декорация Ярославля, прежде чрезвычайно блестящая, обращается в жалкие лохмотья и совершенно бледнеет». Рядом с государственным деспотизмом процветал деспотизм духовный. Заканчивая свой очерк рассказом о театральных начинаниях Федора Волкова, Трефолев делал вывод: «Он один искупает собою перед судом истории, Елизаветинский Ярославль».

Федор Григорьевич Волков (1728-1763 гг.) – основатель русского национального общедоступного театра, был разносторонне одаренным человеком. Выдающийся организатор театрального дела, искусный музыкант, создававший музыку к своим спектаклям, художник и скульптор, он был, по свидетельству современников, наделен и литературным талантом. Н. И. Новиков, автор «Опыта исторического словаря о российских писателях», младший современник Волкова, свидетельствует, что сочиненная им ода Петру Великому «весьма много имеет остроты, великой достойна хвалы». Волков был автором лирических стихотворений и острых эпиграмм. Новиков уверенно говорит о Волкове как авторе песен «Ты проходишь мимо кельи, дорогая» и «Станем, братцы, петь старую песню, как живали в первом веке люди». Песни эти опубликованы Михаилом Дмитриевичем Чулковым, современником Волкова, бывшим некоторое время актером его труппы в Ярославле. Во время коронационных торжеств в конце января 1763 года был устроен маскарад «Торжественная Минерва, общенародное зрелище». В либретто, отпечатанном в типографии Московского университета, указано: «Изобретение и расположение маскарада Ф. Волкова» В разработке либретто участвовали также. Сумароков и Херасков, но Волков являлся основным автором, композитором, режиссером и руководителем этого зрелища.

Продолжателем культурных начинаний Димитрия Ростовского и Федора Волкова был Ростовский и Ярославский архиепископ Арсений Верещагин. В стихах семинаристов Верещагин воспевается как просветитель и покровитель искусства. Он дружил с поэтом М. Херасковым, с настоятелем Спасо-Преображенского монастыря Иоилем Быковским. Помогал Василию Санковскому в издании журнала «Уединенный пошехонец».

Культурная жизнь Ярославского края в ХVШ веке, «столетии безумном и мудром», по определению Радищева, была достаточно многообразной. В ней оставили свой след представители дворянства, духовенства и деятели демократических кругов.

Большая заслуга в развитии русской литературы ХVШ века принадлежит ярославцам В.И.Майкову, М.Д.Чулкову, М.В.Попову. Они одними из первых нарушили строгие каноны классицизма и внесли в искусство демократические и реалистические элементы. Василий Иванович Майков оказал влияние на самого Пушкина своим «Елисеем», где бойкость стиха соединяется с глубоким интересом к народному быту. Представителем ярославского дворянства в комиссии по составлению нового государственного «Уложения», был князь М. М. Щербатов (1733-1790 гг.), выступавший против отмены крепостного права и отстаивавший привилегии дворянства. В то же время он резко критиковал пороки дворянства и нравы двора. Его памфлет «О повреждении нравов в России» был издан Герценом в Лондоне в 1861 году. Щербатов является автором семитомного труда «История Российская»(1770-1791 гг.), романа-утопии «Путешествие в землю Офирскую», лирических стихотворений, философских трактатов.

В 1777 году было образовано Ярославское наместничество. Провинциальный до того Ярославль, становится губернским городом.

Первым ярославским генерал-губернатором становится воспетый Державиным покровитель искусства, бывший президент Камер-коллегии Алексей Петрович Мельгунов. Вокруг Мельгунова в Ярославле объединился кружок его единомышленников-просветителей, решивших преобразовать культурный облик города. В городе Ярославле открываются новые учебные заведения: гимназия с пансионом для детей дворян (1778 г.), Главное народное училище для детей всех сословий (1786 г.). Открывается книжная лавка, а также типография (1786 г.), которая просуществовала восемь лет. В 1786 году в этой типографии отпечатан первый номер журнала «Уединенный пошехонец». Город Ярославль становится родиной провинциальной журналистики.

Свидетельством высокой книжной культуры края является и то, что в ярославском Спасо-Преображенском монастыре в конце ХVШ века был обнаружен и открыт А. И. Мусиным-Пушкиным величайший памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». «Слово» было найдено случайно, но не случайно сохранилось в Ярославском крае, где уважение, бережное отношение к книге было давней традицией.

Н. А. Астафьева, М. Г. Ваняшова