в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Книжная культура (Древнерусский период)
«Вести о России»
Газета «Голос»
Ярославские Губернские ведомости
Ярославские Епархиальные ведомости
Книгоиздательство К.Ф.Некрасова в Ярославле
Литература Ярославского края XIX века
Литература Ярославского края XVIII век
Ярославский литературный сборник
«Северный край»
«Слово о полку Игореве»
«Уединенный пошехонец»
Городские классы рисования
Общество любителей музыкального и драматического искусств
Музыкальная жизнь
Русское музыкальное общество в Ярославле
Ростовское общество любителей искусств (1895-1903)
Художественная жизнь посада Большие Соли XVIII - начала XX веков
Ярославское художественное общество
Художественно-кустарная и ремесленная школа Н.С.Сорокина (1911-1912 гг.).
Особенности говоров Ярославского края
Фольклор Ярославского края
Ярославский портрет
Живопись Углича второй половины XIV-начала XХ веков
Портретная галерея Дома призрения ближнего
Ростовская финифть
Серебряное дело Ярославля
Художественные выставки
Мышкинский театр
Ярославский театр
Фотография в Ярославском крае
Ярославская иконописная школа
Иконописцы Романова-Борисоглебска
Иконопись Ярославля XIII - XV веков
Иконописное искусство Ярославля XVIII-XIX веков
Ростовская икона
Спас Вседержитель
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Ярославское художественное общество

Идея создания Ярославского художественного общества возникла в 1908 году в кругу творческой интеллигенции Ярославля. Инициативная группа, в которую вошли художник-педагог, основатель Ярославских городских классов рисования П.А.Романовский, краевед П.А.Критский, фотограф и общественный деятель И.А.Лазарев и несколько молодых художников, недавних выпускников художественных учебных заведений Москвы и Петербурга (в частности, С.Ф.Шитов, М.А.Владыкин, А.Д.Красотин), несколько месяцев работала над созданием устава объединения.

23 февраля 1909 года устав был утвержден ярославским губернатором А.А.Римским-Корсаковым. В нем были определены основные цели и задачи будущей деятельности ЯХО. Общество должно было объединить «на почве служения чистому и прикладному искусству лиц интересующихся художественной литературой, музыкой, живописью, ваянием, графическими искусствами, кустарным делом и другими отраслями художественного знания». Программа деятельности отличалась многообразием и была ориентирована на проблемы художественного образования, создание художественных училищ и школ, устройство выставок и музеев, библиотек и читален, организацию вечеров и чтение лекций, издание трудов, «касающихся целей Общества».

Первым председателем ЯХО был избран П.А.Романовский, а с мая 1910 года бессменно на протяжении тринадцати лет эти обязанности исполнял И.А. Лазарева. Среди членов Общества были преподаватели Демидовского лицея, учителя рисования гимназий и городских училищ, но основную роль играли художники. Авторитет и широкую популярность Общество завоевало благодаря организации и проведению ежегодных выставок (1910-1923 гг.). (см.: «Выставки»). На них экспонировали свои произведения ярославские художники: И.П.Батюков, М.А.Владыкин, А.Г.Воронцова-Владыкина, И.Н.Вроченский, В.А.Дьяконов, А.И.Кандауров, П.Г.Каюков, А.Н.Корнилов, А.Д.Красотин, А.И.Малыгин, С.А.Матвеев, П.В.Мосягин, Е.П.Розова, А.А.Соболев, Н.В.Харитонов, С.Ф.Шитов, М.В.Шульц, художники из Петербурга и Москвы: В.П.Бычков, А.М.Васнецов, С.А.Виноградов, М.А. Добров, Н.К.Рерих, М.С.Сарьян, Л.О.Пастернак и многие другие. Выставки открывались на пасхальной неделе и освещались в местной периодической печати. Они, как отмечала критика тех лет, прививали «среди ярославцев любовь к живописи» и стремились «дать представление о настоящем искусстве».

В состав ЯХО в 1912 году влилась артель «Кустарь». Изделия художественно-ремесленных мастерских экспонировались на выставках наряду с произведениями живописи, графики и скульптуры Их распродажа приносила немалый доход, который пополнял кассу Общества. Регулярно в Обществе читались лекции по изобразительному искусству и вопросам культуры (для его членов и всех желающих), устраивались литературные и музыкальные вечера. Большую роль играла библиотека. Как вспоминала дочь художника Владыкина, в библиотеке Общества имелись все выходившие ценные книги и журналы по изобразительному искусству (напр., «История русской живописи» А.Бенуа, монографии Серова, Врубеля и др., журнал «Аполлон»), «так что ярославские художники были в курсе всех современных художественных течений, как отечественных, так и зарубежных». К 1920-м годам библиотека насчитывала около 6 тыс. книг. (Сейчас они находятся в библиотеках ярославских музеев). ЯХО занималось и издательской деятельностью. Совместно с издательством К.Ф.Некрасова были изданы альбомы по ярославским памятникам архитектуры: церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, церковь Ильи Пророка, церковь Богоявления, а также по изразцам. Обществу принадлежит инициатива создания в Ярославле художественной галереи. Решение было принято на одном из заседаний в 1912 году, и сразу началась организационная работа, сбор произведений для будущей коллекции. К 1914 году благодаря дарам художников и поступлениям из Академии художеств имелось 29 живописных полотен. Только отсутствие здания помешало воплотить в жизнь это решение в тот период. (Галерея была открыта в 1919 г.). Большой вклад внесло ЯХО в развитие художественного образования.

В 1910 году Романовский и Шитов выработали положение об условиях и постановке преподавания графических искусств в ярославских школах и училищах. В 1911 году на средства ЯХО были открыты при Городских классах рисования вечерние рисовальные классы и художественно-ремесленные мастерские. Их посещали преимущественно ремесленный люд и творческая молодежь, желающая поднять свой профессиональный уровень. В 1918 году ЯХО выступило с инициативой создания в каждом уездном городе художественной изостудии, а в Ярославле художественно-промышленных мастерских. В период 1918-1920-х годах изостудии были созданы в городах Ростове, Тутаеве, Пошехонье-Володарске, а в Ярославле появились две изостудии и Свободные художественные мастерские.

Ни одно из важных событий культурной жизни Ярославля не проходило без участия Общества. На его собраниях обсуждались вопросы благоустройства города и его среды, строительства театра и необходимости сооружения памятников Ф. Г. Волкову и Ярославу Мудрому, в послереволюционные годы - о праздничном оформлении улиц и площадей и многие другие. В 1919 году устав ЯХО был переработан. Общество стремилось в своей деятельности откликнуться на проблемы, которые выдвигало новое время: выставки, стали устраиваться бесплатно, ценная библиотека, которой ранее пользовались лишь члены объединения, сделалась общедоступной. К 1920 году ЯХО имело своих представителей в Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В 1921 году после посещения Ярославля наркомом просвещения А.В.Луначарским общество получило статус отделения Российской Академии материальной культуры и искусства. Большая часть его членов включилась в работу учреждений культуры и искусства: реставрационных мастерских, музеев, художественных учебных заведений и т.д. Практически на эти учреждения легли функции, которые ЯХО выполняло в дореволюционные годы. В 1923 году совместно с Художественной галереей ЯХО устроило свою последнюю выставку. Так завершилась многолетняя, исторически значимая общественная и художественная деятельность первого творческого объединения Ярославля.

Н.П.Голенкевич