в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Книжная культура (Древнерусский период)
«Вести о России»
Газета «Голос»
Ярославские Губернские ведомости
Ярославские Епархиальные ведомости
Книгоиздательство К.Ф.Некрасова в Ярославле
Литература Ярославского края XIX века
Литература Ярославского края XVIII век
Ярославский литературный сборник
«Северный край»
«Слово о полку Игореве»
«Уединенный пошехонец»
Городские классы рисования
Общество любителей музыкального и драматического искусств
Музыкальная жизнь
Русское музыкальное общество в Ярославле
Ростовское общество любителей искусств (1895-1903)
Художественная жизнь посада Большие Соли XVIII - начала XX веков
Ярославское художественное общество
Художественно-кустарная и ремесленная школа Н.С.Сорокина (1911-1912 гг.).
Особенности говоров Ярославского края
Фольклор Ярославского края
Ярославский портрет
Живопись Углича второй половины XIV-начала XХ веков
Портретная галерея Дома призрения ближнего
Ростовская финифть
Серебряное дело Ярославля
Художественные выставки
Мышкинский театр
Ярославский театр
Фотография в Ярославском крае
Ярославская иконописная школа
Иконописцы Романова-Борисоглебска
Иконопись Ярославля XIII - XV веков
Иконописное искусство Ярославля XVIII-XIX веков
Ростовская икона
Спас Вседержитель
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Русское музыкальное общество в Ярославле

Исторически РМО предшествовало Симфоническое общество (1840 г.), на основе его устава был создан первый устав РМО, высочайше утвержденный 12 мая 1859 года. В архиве Главной дирекции РМО, осуществлявшей руководство всеми отделениями общества, хранятся сведения о «музыкальном собрании» (концерте), организованном в Ярославле Симфоническим обществом в декабре 1840 с целью вспомоществования нуждающимся оркестрантам. Зимой 1851 года Концертное общество А.Ф.Львова (1850 г.) провело в Ярославле один из первых в истории музыкальной жизни города публичных камерных концертов. Известно о попытках наладить музыкальные сезоны в Ярославле, предпринимавшиеся Концертным обществом М.А.Корфа (1849 г.).

С деятельностью РМО связаны судьбы почти всех известнейших отечественных композиторов, музыкантов, певцов, дирижеров, музыкальных критиков, музыкантов-педагогов второй половины XIX – начала XX веков. Инициатором создания РМО был А.Г.Рубинштейн. Ему принадлежит и инициатива создания местного отделения РМО в Ярославле. После трехлетних переговоров о покровительстве и финансовой поддержке РМО со стороны великой княгини Елены Павловны были открыты первые отделения РМО: Петербургское (1859 г.), Московское (1860 г.), Киевское (1863 г.). Став президентом-покровителем РМО, Е.П. всячески препятствовала росту числа местных отделений общества. В 1873, когда покровителем РМО стал великий князь Константин Павлович, Главная дирекция испросила право открыть РМО в Ярославле (Ярославское отделение РМО). До 1917 года было открыто 69 отделений РМО в разных городах .

16 марта 1873 года РМО присвоено звание «императорского», а 4 июля утвержден новый устав ИРМО, по которому Ярославское отделение получало право проводить, так же, как и столичные отделения, по 10 симфонических и 2-3 серии (по три концерта в каждой) камерных, квартетных публичных музыкальных собраний в течение осенне-зимнего сезона, а также «открывать публичные чтения, касающиеся музыкального искусства», «издавать специальные музыкальные журналы», «собирать коллекции древних инструментов», открывать музыкальные библиотеки при музыкальных классах и училище.

По уставу 1859 года отделения РМО состояли из членов-посетителей, ими считались лица, вносящие в кассу отделения ежегодно по 15 руб., действительных членов (взнос - 100 руб.), почетных членов, ими становились те, кто единовременно вносил в кассу отделения 1 тыс. руб., а также членов-исполнителей, они освобождались от уплаты членских взносов по усмотрению Дирекции отделения. Дирекция состояла из 5 директоров во главе с председателем. По уставу 1873 года членские взносы возросли в три раза, что отрицательно сказалось на организации музыкальной жизни на местах. К началу 1875 года в Главную дирекцию ИРМО не поступил, согласно установленному ею правилу, отчет о деятельности Ярославского отделения ИРМО. Главная дирекция признала его самораспустившимся. Сведения о ИРМО в Ярославле стали поступать в Главную дирекцию в конце 1870-х годах, когда при участии первых выпускников Московской консерватории и учителей двух воскресных музыкальных школ Ярославля, на средства Дирекции Московского отделения ИРМО и личные пожертвования горожан стали проводиться симфонические собрания, концерты учеников музыкальных классов.

На протяжении 1880-90-х годов ИРМО в Ярославле действовало на правах дочернего объединения музыкантов, являлось своего рода филиалом Московского отделения. Своей дирекции и отчетности оно не имело. Музыкальная деятельность ИРМО в городе сосредотачивалась преимущественно на подготовке профессиональных оркестровых и дирижерско-хоровых сил за счет расширения числа частных музыкальных классов и через консерватории Общества. Неоценимую помощь в становлении в качестве самостоятельного отделения ИРМО в Ярославле в 1900-е годы оказали концерты старинной музыки под управлением С.Н.Василенко с участием Л.В.Собинова и оркестра Московской консерватории.

19 октября 1903 года Главная дирекция ИРМО приняла повторное решение «Об открытии в Ярославле отделения РМО и утверждении первыми директорами его А.П.Роговича, И.Р.Минцлова, Н.Г.Высотского, Л.Н.Пастухова и Г.Р.Кокуева». В связи с подготовкой ИРМО к 50-летнему юбилею деятельности на циркуляр Главной дирекции от 6 декабря 1906 года из ярославской дирекции поступил «Краткий исторический очерк существования Ярославского отделения ИРМО» и ответы дирекции на вопросы анкеты, приложенной к циркуляру и касающейся деятельности отделения, музыкальных классов и училища при нем за последние пять лет. Очерк предназначается для публикации, однако так и не был опубликован.

По состоянию на начало 1909 года, пятого года существования ИРМО в Ярославле в качестве самостоятельного отделения, оно насчитывало 47 постоянных членов-посетителей, не считая действительных, почетных членов, членов-исполнителей, учащихся музыкальных классов. В музыкальных классах отделения обучалось 108 чел., 9% от этого числа ежегодно заканчивали полный курс среднего музыкального образования с правом поступления в консерватории. Стоимость обучения в музыкальных классах составляла 80 руб. в год, что было значительно ниже, чем в др. отделениях ИРМО, и свидетельствовало о самоокупаемости концертной деятельности отделения. Постоянного оркестра отделение не имело, но посезонно легко набирало на конкурсной основе полный состав оркестровых сил из числа членов-исполнителей других отделений ИРМО с предоставлением оркестрантам жилья «на счет города».

На начало 1909 года, 50-летия ИРМО дало более 6 тыс. музыкальных собраний, помимо консерваторий, в 16 отделениях были открыты музыкальные училища, в т.ч. в Ярославле. Курс специального музыкального образования окончили 3 тыс. чел. В 1910-х годов сведения о музыкальной жизни Ярославля и деятельности Ярославского отделения ИРМО стали все чаще появляться в «Губернских ведомостях», музыкальных газетах и журналах. Хронику концертной деятельности ИРМО вела «Русская музыкальная газета» (РМГ).

19 марта 1917 года в РМГ Временное правительство опубликовало сообщение об упразднении титула «императорского РМО» и предлагало провести реорганизацию общества «вместе с Главной дирекцией». 19-21 мая в Петрограде состоялся съезд директоров отделений РМО (Ярославское отделение представлял А.П.Рогович) и консерваторий с целью выработки нового устава. 26 мая известный композитор и дирижер А.Давыдов был назначен комиссаром РМО, но ему не пришлось приступить к своим обязанностям по реорганизации РМО.

12 июля 1918 года Декретом СНК за подписью Ленина Петроградская и Московская консерватория объявлялись переданными в ведение Наркомпроса «с уничтожением их зависимости от РМО». Главная дирекция объявила в ответ на это о самороспуске всех отделений РМО.

Оценивая роль РМО в истории национальной музыкальной культуры, Б.А.Асафьев писал, что его создатели, деятели провинциальных отделений совершили «великое, чутко угаданное ими, историческое дело: содействовать подъему музыки в России как общественно назревшей необходимости».

М.П.Мохначева