в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Книжная культура (Древнерусский период)
«Вести о России»
Газета «Голос»
Ярославские Губернские ведомости
Ярославские Епархиальные ведомости
Книгоиздательство К.Ф.Некрасова в Ярославле
Литература Ярославского края XIX века
Литература Ярославского края XVIII век
Ярославский литературный сборник
«Северный край»
«Слово о полку Игореве»
«Уединенный пошехонец»
Городские классы рисования
Общество любителей музыкального и драматического искусств
Музыкальная жизнь
Русское музыкальное общество в Ярославле
Ростовское общество любителей искусств (1895-1903)
Художественная жизнь посада Большие Соли XVIII - начала XX веков
Ярославское художественное общество
Художественно-кустарная и ремесленная школа Н.С.Сорокина (1911-1912 гг.).
Особенности говоров Ярославского края
Фольклор Ярославского края
Ярославский портрет
Живопись Углича второй половины XIV-начала XХ веков
Портретная галерея Дома призрения ближнего
Ростовская финифть
Серебряное дело Ярославля
Художественные выставки
Мышкинский театр
Ярославский театр
Фотография в Ярославском крае
Ярославская иконописная школа
Иконописцы Романова-Борисоглебска
Иконопись Ярославля XIII - XV веков
Иконописное искусство Ярославля XVIII-XIX веков
Ростовская икона
Спас Вседержитель
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство





Полезные ссылки Приобрести химию для пруда с рыбками можно на сайте https://exomenu.ru/himiya-dlya-pruda/.
 

Фольклор Ярославского края

Своеобразие фольклора в крае во многом объясняется историческими обстоятельствами жизни и развития региона за последние два столетия, общим хозяйственно-бытовым укладом, традиционно сложившимися на территории края. Для народной культуры Ярославля издавна характерно отсутствие локальной замкнутости, сравнительно ранее сосуществование архаического в своих истоках творчества крестьян и нового фабрично-заводского фольклора, сильное влияние на устную народную поэзию литературы городской эстетики.

Многочисленные фольклорно-этнографические материалы по Ярославскому краю, принадлежащие концу XIX - начала XX века, показывают, что к этому времени произошли существенные изменения в общей картине жизни народной поэзии. В частности, заметно сужается по сравнению с прошлым сфера бытования наиболее древних форм творчества, органически связанных с мифологией, таких, как календарная обрядовая поэзия, заговоры, трудовые песни. Устойчивость поэтической формы обеспечивала этим жанром относительною сохранность, но разрушение ритуалов, связанное с потерей веры людей в действенную силу обряда, не способствовало их дальнейшему развитию.

Из всего фольклорно-ритуального комплекса наилучшую степень сохранности в современных условиях обнаруживает поэзия свадьбы. Это объясняется огромным эстетическим значением самого яркого народного праздника, отправлявшегося в соответствии с народной традицией в некоторых деревнях и селах вплоть до 1950-1960 годов. Особенно прочно память ярославцев удерживает старинные свадебные песни (лирические и венчальные), приговоры, в речитативной манере исполняемые дружкой и подругами невесты, «свадебные указы» - комические монологи, стилистически близкие ярмарочному фольклору и возникшие, видимо, под его влиянием (начиная с XIX века они составляли, оригинальную черту ярославской свадьбы). Причитания, характерные для всей северно-великорусской свадьбы и в начале XX века, еще занимавшие значительное место в свадебном обряде края, - до нашего времени не дошли. Они большей частью забылись, а частью контаминировали с ритуальной песней. К началу XX века в фольклоре края наметилось затухание сказочной традиции. Она, подобно обрядовой поэзии, постепенно перестает быть всенародным достоянием и формирует устный репертуар немногих рассказчиков-знатоков, от которых собирателями и записывались сказки. Преобладающее место в сказочном репертуаре Ярославля занимали и все еще, при общем ускорении процесса отмирания жанра, продолжают занимать авантюрно-новеллистические и сатирико-бытовые сказки, сказки-анекдоты, ближе стоящие к современной жизни, насмешливо, иронически касающиеся сферы бытовых отношений людей.

Постепенное ослабление и исчезновение старых жанров - естественный результат нарушения законов фольклорного перерождения - неизбежное следствие развития народного творчества, в котором всегда происходит постепенное забвение форм и появление новых.

Подвижность во времени фольклорного репертуара демонстрируют и другие виды народного творчества. В 1930-1940-е годы записывалась народная драма, особенно широко бытовавшая в фабричной и крестьянской среде в конце XIX века (пьесы «Царь Максимилиан» и «Лодка»); почти повсеместно собирателями фиксировались исторические песни (о взятии Казани, убийстве царевича Дмитрия, о расправе разинцев с астраханским губернатором, о турецких войнах, об Аракчееве и др.); в это же время в ярославском фольклоре отмечалось большое количество старых солдатских песен, известных по песенным сборникам XVIII века («Петербуржская новая дорожка», «Как и шли-прошли солдаты молодые» и др.). Все эти когда-то чрезвычайно популярные в фольклоре области жанры, пройдя характерную стадию хранения в народной памяти, к настоящему времени оказались окончательно забытыми. В отличие от них фактом современной действительности продолжает оставаться прозаический фольклор, представленный во всей своей жанровой полноте (предания, легенды, былички, анекдоты) и тематически отмеченный чертами местного колорита (предания о Н.А.Некрасове, легенды о ростовских и иных святых, анекдоты о пошехонцах и т.д.).

Полнокровной жизнью в фольклоре живет песня. И до сих пор в селах и деревнях можно услышать «Ах ты наш батюшка, Ярославль-город», «Как во городе Ростове», «Золотое мое Пошехоньеце». Из всего жанрового и стилистического многообразия песенности можно выделить 4 основных пласта народной лирики: 1) лирические песни исконно крестьянского происхождения, представленные сравнительно небольшим количеством текстов и характеризующиеся неравномерностью распространения по районам; они фиксируются по преимуществу от пожилых певцов (к таким песням, например, относятся: «Не кукушечка во сыром бору куковала», «Вдоль по речке», «Прощай, радость, жизнь моя» и др.); 2) песни романсного типа и баллады, получившие широкое распространение начиная с XIX века, благодаря лубочным изданиям. Преимущественно любовная тематика и драматизм содержания, сочетающийся с сентиментальной окраской, сделали их чрезвычайно известными в крае и обеспечили им устойчивость в песенном репертуаре разных поколений (в частности, «Приведите ко мне музыканта», «Ах, зачем эта ночь», «Зачем ты, безумная, губишь»); 3) песни литературного происхождения, усвоенные и нередко творчески переработанные народом.

В отличии от вышеназванных, эти песни распространены не только в сельской, но и в городской местности и поются всеми. Особую часть их составляют песни на стихи поэтов, чья жизнь и творчество были связаны с Ярославским краем (таковы «Песня о камаринском мужике» Л.Н.Трефолева, «Уродилась я, как былинка в поле» И.З.Сурикова, песни на стихи Н.А.Некрасова: «Коробейники», «Меж высоких хлебов затерялося» и др.). Классический репертуар этой песенной группы, опирающейся на образцы авторского искусства поэтов XIX века, постоянно пополняется за счет более современного поэтического творчества - профессионального или полупрофессионального; 4) частушки, распространившиеся во второй половине XIX века, они все еще продолжают сохранять большой удельный вес в песенном творчестве Ярославля. В них, как и в частушках других регионов, запечатлены основные этапы истории России, наиболее важные моменты в жизни края. Много частушек любовных, плясовых, сатирических, шуточных. Разнообразны напевы ярославских частушек. Ритмическое и мелодическое своеобразие песням придает аккомпанемент: пение их сопровождается игрой на балалайке или гармошке.

Научное собирание и изучение фольклора края началось с середины XIX века. Первыми этнографами-собирателями были местные историки и краеведы, публиковавшие свои статьи и заметки на страницах местных газет, а также в «Живой старине» и в «Этнографическом обозрении». Исключительный интерес для изучения фольклора края представляют фольклорно-этнографические материалы, собранные и опубликованные А.Я.Артыновым, С.Я.Деруновым, А.В.Баловым, В.И.Смирновым, А.А.Титовым, Н.Г.Огурцовым. Многие поэтические образцы ярославского фольклора вошли в классические сборники устной народной словесности. В 1920-1930-х годах работа по собиранию и изучению региональной фольклорной традиции проводилась под руководством преподавателей Ярославского педагогического института.

Астахова Е.А.