в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Книжная культура (Древнерусский период)
«Вести о России»
Газета «Голос»
Ярославские Губернские ведомости
Ярославские Епархиальные ведомости
Книгоиздательство К.Ф.Некрасова в Ярославле
Литература Ярославского края XIX века
Литература Ярославского края XVIII век
Ярославский литературный сборник
«Северный край»
«Слово о полку Игореве»
«Уединенный пошехонец»
Городские классы рисования
Общество любителей музыкального и драматического искусств
Музыкальная жизнь
Русское музыкальное общество в Ярославле
Ростовское общество любителей искусств (1895-1903)
Художественная жизнь посада Большие Соли XVIII - начала XX веков
Ярославское художественное общество
Художественно-кустарная и ремесленная школа Н.С.Сорокина (1911-1912 гг.).
Особенности говоров Ярославского края
Фольклор Ярославского края
Ярославский портрет
Живопись Углича второй половины XIV-начала XХ веков
Портретная галерея Дома призрения ближнего
Ростовская финифть
Серебряное дело Ярославля
Художественные выставки
Мышкинский театр
Ярославский театр
Фотография в Ярославском крае
Ярославская иконописная школа
Иконописцы Романова-Борисоглебска
Иконопись Ярославля XIII - XV веков
Иконописное искусство Ярославля XVIII-XIX веков
Ростовская икона
Спас Вседержитель
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

«Вести о России»

«Вести о России...» являются выдающимся историческим памятником, своеобразной энциклопедией жизни крепостного крестьянства, в которой не защитники народных интересов из среды передового дворянства и интеллигенции, а человек из простонародья произносит яркую обвинительную речь крепостничеству.

Рукопись памятника была сдана в августе 1849 года на петербургский почтамт на имя принца П.Г.Ольденбургского, без указания отправителя. Чиновники канцелярии принца отказались принять невзрачную посылку. В марте 1850 года, когда истек срок хранения корреспонденции, почтовые чиновники, вскрыли пакет и были удивлены неслыханной дерзостью. Там оказалась тетрадь стихов, адресованная через принца Ольденбургского Николаю I. На обложке тетради безвестный автор определял дерзкие условия: «Книга, именуемая Вести о России, взятые из мирской жизни, с дел и слов народа, с переложением в стихи Петром О... Ныне усердно бы я желал стихи мои посвятить государю императору Николаю на следующих условиях: 1) прочитать все, что в рукописи означено, 2) после читания не обвинить писателя. Без согласия на вышеописанные условия государю Николаю I и его высокой царской фамилии рукописи не читать, но предать ее огню. Писатель рукописи - полуграмотный крепостной, господский по телу крестьянин, но по душе христианин Петр». Почтовые чиновники отправили опасную рукопись в III Отделение. Там прочли ее и отдали приказ о розысках автора крамольного произведения.

В повести достаточно указаний на ярославское происхождение автора. Ярославцами называет автора со спутниками лоцман: «Эй, ярославцы!» Герой высаживается на берег в Рыбинске и едет затем на телеге в родную деревню. События происходят в городах Рыбинске, Ярославле, в деревнях и селах Ярославской губернии. Адресат пакета — принц П.Г.Ольденбургский был связан с Ярославской губернией. Его отец был ярославским, тверским, новгородским губернатором, пользовался в народе славой милостивого, справедливого начальника. Сам принц П.Г.Ольденбургский был президентом Вольно-экономического общества и придерживался либеральных взглядов. Лингвистический анализ повести — дополнительное свидетельство ее ярославского происхождения. Вопрос об авторстве повести открыт. Т.Г.Снытко, нашедший ее в делах III Отделения и подготовивший к печати (1961 г.), предполагает, что автором мог быть крестьянин села Великого С.Д.Пурлевский.

Точное время написания повести неизвестно. Вероятно, она была закончена не позже 1848 года, а начата после 1826 года: в повести сообщается, как в народе дважды распространялся слух, будто царь хотел «осчастливить» крестьян: первый раз после Отечественной войны в 1812 году, второй раз в 1826 году после восстания декабристов и воцарения Николая 1. События происходят в 30-е годы, которые отмечены усилением крепостнического гнета и многочисленными крестьянскими волнениями.

По своей структуре «Вести о России» напоминают «повести в повести» и как бы предваряют композицию поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Во вступлении - «О жизни писателя П» - рассказывается, что автор «взрос в деревне», в крепостной семье, «среди трудов... нужд и бед». Через пятнадцать лет, когда «грамоте обучился», «трудом жить в город отпросился». В начале первой части указывается, что через семь лет герой «отправился весной в деревню побывать». Подробно описывается путь из Санкт-Петербурга на родину, в Ярославскую губернию. Автор «очарован был в родном краю»: он любуется красотой пробуждающихся весной полей. Волга – «мать, священная река, восторги в нас возобновила». В пути он видит «нищету ветхих селений», в которых «бедные рабы полубессмысленны живут, и суеверны, и грубы, как будто гибели все ждут». Попутчик, старый бывалый крестьянин, объясняет, что причиной нищеты, невежества и темноты является крепостное право: «на свет в цепях мы рождены», «в нас бедность, глупость – от господ». Подлинное лицо рабства раскрывается в конце 1-й и особенно во 2-й главе, когда герой приезжает в родную деревню. Здесь судьба самого автора-героя сливается с общим ужасным положением крепостного крестьянства. Герой хочет жениться на любимой девушке, но родители невесты отказали посланной свахе, потому что их дочь - мещанка, т.е. свободная, а после брака с крепостным сама стала бы рабой. Главным лицом в деревенских эпизодах выступает помещик с выразительной фамилией Бездушин, отличающийся особенным самодурством и деспотизмом. Вторая часть повести посвящена в основном образу свахи Соломониды. Судьба ее типична для русской крестьянки. Одинокой она доживает свой век. Несмотря на тяжесть перенесенных утрат, и страданий, она не пала духом, а сохранила и ясность взгляда, и любовь к жизни. Именно она выступает главным рассказчиком и характеризует сущность крепостнических отношений.

Наиболее значительной по идейному содержанию является третья часть «Речь последняя и сильно выраженная простодушным писателем, как-то о себе, так и о положении народной жизни». Она представляет собой лирический монолог, идейно-политическое кредо писателя. Автор рассматривает зло крепостничества глубоко и всесторонне: и с точки зрения естественного права («Адам у нас был не господский»), и с нравственной точки зрения (чувства человеческого достоинства, падения нравов), и с политической (крепостничество тормозит исторический прогресс России). Наиболее сложным является его отношение к царю. Известно, что промонархические настроения были прочными среди крестьянства вплоть до ХХ века. Автор «Вестей о России» также возлагает надежды на царя. Он хотел пойти к государю, чтобы смело заявить ему о попранных человеческих правах крепостного крестьянства и потребовать издать «мудрый закон», по которому бы люди были свободны и равны «с вельможи до мужика». Не решившись лично явиться к царю, автор посылает ему свою повесть. Он доказывает, что если и дальше сохранится торжествующее зло, измученный народ с оружием в руках добьется своего освобождения: «Отдайте на Руси свободу! / Немного время остается. / Не дожидайтесь черна году. / В который гнев на вас польется! / Вдруг грянет гром со всех сторон, / Во мраке молния заблещет, / От звуков потрясется трон, / И царь от страха вострепещет». У автора определенная демократическая программа социальных преобразований. Он требует равноправия перед законом всех сословий, вместо монархического чиновничье-бюрократического аппарата – установления власти на местах на выборных началах. Автор «Вестей о России» рисует утопическую картину будущего.

Повесть чрезвычайно своеобразна. У автора самобытный и «самодельный» язык, в котором наблюдаются черты примитивизма, т.н. «третьей культуры», где допустима и элементарная литературная неграмотность, и обильное использование диалектизмов и просторечий, нарушения ритма, системы рифм, претензии на подражание устаревшему витиеватому стилю сентиментализма и романтизма. Автор талантливый художник. Образность языка, интересные метафоры, сравнения («гражданские у нас законы дремучим лесом поросли»). Тонко передает он прелесть ярославской природы. Вся повесть проникнута глубоким поэтическим чувством, в котором в сложную гамму соединились тонкий юмор и горький смех, тяжелое горе и гневное осуждение, сомнения и надежды, любовь и ненависть, решительный протест и твердая уверенность в светлом будущем родного народа.

Астафьева Н.А.