в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Книжная культура (Древнерусский период)
«Вести о России»
Газета «Голос»
Ярославские Губернские ведомости
Ярославские Епархиальные ведомости
Книгоиздательство К.Ф.Некрасова в Ярославле
Литература Ярославского края XIX века
Литература Ярославского края XVIII век
Ярославский литературный сборник
«Северный край»
«Слово о полку Игореве»
«Уединенный пошехонец»
Городские классы рисования
Общество любителей музыкального и драматического искусств
Музыкальная жизнь
Русское музыкальное общество в Ярославле
Ростовское общество любителей искусств (1895-1903)
Художественная жизнь посада Большие Соли XVIII - начала XX веков
Ярославское художественное общество
Художественно-кустарная и ремесленная школа Н.С.Сорокина (1911-1912 гг.).
Особенности говоров Ярославского края
Фольклор Ярославского края
Ярославский портрет
Живопись Углича второй половины XIV-начала XХ веков
Портретная галерея Дома призрения ближнего
Ростовская финифть
Серебряное дело Ярославля
Художественные выставки
Мышкинский театр
Ярославский театр
Фотография в Ярославском крае
Ярославская иконописная школа
Иконописцы Романова-Борисоглебска
Иконопись Ярославля XIII - XV веков
Иконописное искусство Ярославля XVIII-XIX веков
Ростовская икона
Спас Вседержитель
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство





Полезные ссылки Массаж для мужчин массаж для мужчин 24 часа.
 

Ярославская иконописная школа

Ярославская иконописная школа – художественное явление русского искусства второй половине XVI - XVII вв. Она сложилась и развивалась в заключительный период истории древнерусского искусства, поэтому во многом подвела итог семивековому развитию русской иконописи. Школа сложилась на основе местной художественной традиции, существовавшей в Ярославле в XIII – XV веках. Влияния московского искусства, мастера которого активно работали в Ярославле в первой половине XVI века, были творчески переработаны ярославскими иконописцами. Важной особенностью ярославской иконописной школы является активная роль посада (горожан) в формировании, как содержания, так и стиля ярославской иконописи. Со второй половины XVI века важная роль Ярославля во внутренней и внешней торговле способствовали экономическому и культурному подъему города, где преобладало ремесленное и торгово-промышленное сословие. В это время в растущих ремесленных посадах и слободах строятся многочисленные деревянные приходские церкви, которые после пожара Ярославля в 1658 году будут заменены на каменные. Для этих храмов писали иконы, часть из которых дошла до нашего времени. От XVI века сохранилось 80 икон (от предыдущего периода 17). Иконопись Ярославля этого времени имеет два стилистических направления. Одно из них ориентируется на московское искусство конца XV – начала XVI веков. К нему относятся, в частности, иконы «Федор, Давид и Константин в житии» (ЯИАМЗ) и «Варлаам Хутынский в житии» (ЯХМ). Этому направлению свойственны простые незагруженные композиции, тонкий мастерский рисунок удлиненных фигур, мягкий колорит. К концу XVI века этот стиль исчерпает себя.

Другая стилистическая группа икон характеризует местные художественные вкусы. Образцом этой группы являются иконы «Благовещение со служанкой» (ЯХМ), иконы пророческого чина (ЯХМ). Насыщенность композиции, упрощенный рисунок, темноватый колорит соседствуют в них с эмоциональностью и непосредственностью персонажей. Эти иконы были написаны, видимо, художниками из посадской среды, которые внесли в традиционные образы свежее мировосприятие. События Смутного времени отразились в иконах начале XVII века. В иконах «Воскресение - Сошествие во ад» (ЯИАМЗ) и «Единородный сын» (ЯХМ) грозно звучит тема возмездия.

В начале XVII века город Ярославль был крупным иконописным центром. Несмотря на разорение города, ярославские иконописцы не только пишут иконы для местных храмов, но и выполняют крупные заказы из других городов. В церкви Николы Надеина в 1640 году работали лучшие костромские и ярославские мастера. Среди них был ярославец Стефан Ефимьев Дьяконов, который участвовал в росписи Успенского собора Московского Кремля, а потом был зачислен в жалованные царские мастера. В церкви Ильи Пророка в 1650 году писали иконы государевы мастера Истома Савин и его сын Назарий Истомин, работавшие для купцов Строгановых, костромич Иван Гущин. Ярославцу Стефану Духовскому приписывается икона «Спас с припадающими» из местного ряда иконостаса. Основную же часть икон из Ильинского иконостаса выполнили ярославские городовые мастера. К строительству и оформлению приходских храмов заказчики привлекали лучшие художественные силы в стране. Это способствовало формированию здесь высокопрофессиональной художественной среды, уважения к мастерству, живого интереса ко всему новому. Имена большого количества ярославских иконописцев известны по переписям Ярославля второй половины XVII – начала XVIII веков. Однако отсутствие авторских подписей на иконах и сведений, для какого храма работал тот или иной мастер, пока оставляют иконы ярославской иконописной школы безымянными.

Особенность икон ярославской иконописной школы ярко отразились в иконе «Воскресение - Сошествие во ад» 40-х года XVII века. (ЯХМ). Ярославские иконы – большие по размерам, они призваны быть активными в просторном интерьере ярославского храма (внутренние размеры ярославских церквей XVII века вдвое больше московских). Человек XVII века ощущал потребность в иконе, насыщенной информацией и эмоциональными переживаниями. «Воскресение - Сошествие во ад» представляет не только главное событие евангельской истории, но и связанные с ним эпизоды земной жизни Христа. Спаситель изображен дважды – воскреснувшим и спустившимся в ад. Двумя золотыми потоками обтекают центральную сцену сонмы ангелов и праведников. Образ создает атмосферу приподнятости и праздничности. Напряженный драматизм композиций, нарядная декоративность колорита были созвучны эстетическим потребностям посадских людей города Ярославля.

Важную роль в формировании мастерства ярославских иконописцев сыграла Оружейная палата, которая собирала для крупных работ иконописцев со всей России. В 1646 году для росписи Успенского собора Московского Кремля только из Ярославля было вызвано 12 художников (из 28, числившихся по переписи). Среди них были Севастьян Дмитриев, Иосиф Владимиров, Стефан Духовской. Совместная работа с мастерами других городов создавала благоприятную атмосферу для постижения профессиональных новшеств. Знакомство с западно-европейским искусством способствовало тому, что в качестве образцов иконописцы стали использовать иллюстрации к печатным голландским изданиям Библии (Библия Пискатора, Библия Борхта). Однако, усваивая новое, ярославцы творчески перерабатывали его, не теряя своей самобытности. Искусство и его место в обществе, роль и значение художника, образованность и профессионализм творца – эти идеи волновали ярославских иконописцев. Не случайно им уделено внимание в лучшем эстетическом трактате XVII веке, который написал выходец из Ярославля Иосиф Владимиров.

Пожар 1658 года дал толчок каменному строительству и крупным художественным работам в Ярославле. В условиях, когда потребность в иконах была велика, а работы в храмах шли с большим размахом, местные полюбившиеся образцы быстро распространялись и закреплялись в искусстве. Во второй половине XVII века в городе Ярославле отсутствуют произведения столичных мастеров, наличие которых было характерно для начала XVII века. Из иногородних активно работают костромич Гурий Никитин, устюжанин Семен Спиридонов Холмогорец. Наиболее известные ярославские художники этого периода – Севастьян Дмитриев, Дмитрий Григорьев Плеханов, Семен Иванов, Федор Игнатьев. Стиль ярославской иконописи изменился. Художники стали ориентироваться на мастеров холмогоро-устюжского ареала. Наиболее характерный образец ярославской иконы этого времени – «Воскресение - Сошествие во ад» (ЯИАМЗ). Палитра стала светлой, с обилием холодных тонов. Появляется большое количество орнамента, композиция перегружается многочисленными сценами.

Интенсивность и напряженность художественной жизни города Ярославля конца ХVII века сочетается с последовательною традиционностью. Ярославцы как будто не испытывают потребности в искусстве сугубо светского характера. Грандиозность средневековой культуры завораживает и заказчика, и художника. Иконы изобилуют редкими сюжетами, широко распространяются обширные живописные «рассказы» в клеймах. Отточенное мастерство и великолепная техника сочетаются с широкой образованностью мастеров. Они иллюстрируют жития святых, богослужебную поэзию, поучительные сборники, исторические сюжеты, сказания и легенды местного происхождения. В житийных иконах привлекал подробный эмоциональный рассказ о жизни и страданиях святого. Через призму привычных образов иконописцы отражали отношение к событиям своего времени. Так, в житийной иконе евангелиста Матфея (ЯХМ), созданной на рубеже XVII – XVIII веков, в петровскую эпоху, ярко представлены злодеяния нечестивого царя-гонителя истинных христиан. Для людей того времени образ злодея-царя рождал аналогии с их временем и деятельностью Петра I, круто ломавшим древние устои. Образ мироздания, воплощенный в псалмах Давида, цельно и поэтично воссоздан в иконах «Хвалите Господа с небес» (ЯИАМЗ и ЯХМ). Космос и земля, растения и животные, люди и ангелы объединены в одной завораживающей картине мира. В ярославских иконах отражается и русская история. На иконе «Василий и Константин в житии» (ЯИАМЗ) показано Батыево нашествие на русские земли, а в образе «Сергей Радонежский в житии» (ЯХМ) единственный раз в русской иконописи изображена Куликовская битва (1380 г.).

Иллюстрировали ярославцы и местную историю. В иконе 1655 году «Богоматерь Толгская со «Сказанием» подробно рассказано об истории основания Толгского монастыря и чудесах иконы Толгской Богоматери. Изображали и сам город Ярославль – с его стенами, башнями и церквями. Древний облик города Ярославля запечатлен в иконе «Сергей Радонежский в житии» со «Сказанием о Мамаевом побоище». Консерватизм художественных пристрастий ярославского посада, из среды которого выходили как заказчики, так и исполнители икон, помог сохранить цельность ярославской иконописи. На всем протяжении XVII века в ней сохраняется преемственность традиций. Устойчивость местных вкусов способствовала долгой жизни иконописи в Ярославле. И в XVIII, и в XIX веках, мирно сосуществуя со светским искусством, она продолжала порождать шедевры.

Болотцева И.П.