в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Авраамий
Адриан
Азанчевские-Азанчеевы
Аксаков И.С.
Александр Ярославич (Невский)
Арсений
Арсений
Арсеньев Ф.А.
Артынов А.Я.
Афанасий
Барщевский И.Ф.
Батюков И.П.
Безобразов А.М.
Белоногов И.М.
Берендтс Э.Н.
Бирон Э.И.
Богданович А.Е.
Богданович М.А.
Борис Владимирович
Буренины
Бутурлин А.П.
Бухарев А.М.
Бушковы
Бычковы
Вахрамеев И.А.
Вахрамеевы
Верхотуров Н.И.
Виноградов С. А.
Владимиров И.
Волков Ф.Г.
Воротилов С.А.
Гладков Н. А.
Голицын М.Н.
Головщиков К.Д.
Голохвастовы
Гомилевский М.И.
Дерунов С.Я.
Димитрий
Димитрий
Дмитриев С.
Дмитриевский И.А.
Дорофей
Достоевский А.М.
Дружинин Н.П.
Дунаевы
Дьяконова Е.А.
Евреиновы
Евфимий
Жадовская Ю.В.
Жемчугова-Ковалева П.И.
Журавлевы
Завязошниковы
Затрапезновы
Зиновьев В.Н.
Золотаревы
Зубов Ф.
Иаков
Иванчин-Писарев А.И.
Игнатий
Игнатий
Иконниковы
Иоиль
Иона
Иринарх
Исайя
Исидор Твердислов
Капустин М.Н.
Карновичи
Карповы
Кассиан
Кекин А.Л.
Киссель Ф.Х.
Коренев Д.М.
Костров Г.В.
Крашенинников В.В.
Крылов А.П.
Крылов А.Ф.
Куимовы
Курбский А.М.
Кучумовы
Лавров Н.Ф.
Лазарев И.А.
Леонтий
Лермонтов Н.Ю.
Лествицын В.И.
Лихачевы
Ломтев Н.П.
Лыткины
Лютеры
Майков И.А.
Майковы
Мельгунов А.П.
Мизинов П. И.
Михалковы
Михеев В. М.
Морозов Н.А.
Мосягин П.В.
Мудрый К.В.
Мусин-Пушкин А.И.
Мусин-Пушкин С.А.
Мусин–Пушкины
Мыльников Н.Д.
Назарьевы-Гурьевы
Некрасов Н.А.
Некрасовы
Несытов М.В.
Никита
Никитин Г.
Никифоров А.А.
Никольский Ф.Я.
Нил
Окерблом И.И.
Оловянишниковы
Опекушин А.М.
Опочинины
Паисий
Панков Ф. И.
Паньков П.Я.
Пастуховы
Первухин Н.Г.
Петр, царевич Ордынский
Петровичев П.И.
Плеханов Д.Г.
Плешанов П.Ф.
Поздеев Н.И.
Полторацкий К.М.
Понизовкины
Прохор
Путятин Р.Т.
Романовский П. А.
Ростовские князья
Сабанеевы
Салтыков М.Е.
Салтыковы
Самуил
Санковский В.Д.
Сарафанниковы
Саренко Г.В.
Светешников Е.А.
Свиньин П.П.
Амфилохий Павел Иванович Сергеевский
Сергий Радонежский
Серебренников С.А.
Серебренниковы
Сигсон А.А.
Сильвестр
Скрипины
Слепушкин Ф.Н.
Смирнов М.И.
Смирновы
Собинов Л.В.
Соковнины
Солнцев Ф.Г.
Сопляковы
Сорокины
Спиридов Г.А.
Суриков И.З.
Сухово–Кобылин А.В.
Тарханов И.В.
Титов А.А.
Титовы
Тихомиров И.А.
Тишинин Н.И.
Трефолев Л.Н.
Трехлетов Е.В.
Трифон
Троицкий И.Д.
Тюменевы
Угрюмов Г.И.
Ульянов Н.Д.
Унковский И.С.
Устиновы
Ухтомские
Ухтомский А.Г.
Ушаков Ф.Ф.
Ушинский К.Д.
Федотовы
Филатьевы
Холмогорец С.С.
Хомутовы
Черный Ф.Р.
Чистовы
Шаляпин Ф.И.
Шаховской Д.И.
Шибанов М.
Ширяев В.Н.
Шитов С.Ф.
Шляков И.А.
Шпилевский С.М.
Штюрмер Б.В.
Шустовы
Юровы
Яковлевы
Якушкин Е.И.
Ярослав Мудрый
Промышленность и сельское хозяйство


 

Мосягин П.В.

Мосягин Петр Васильевич (3.6.1880 г., Ярославль – 1960 г., Москва).

Художник, кинооператор, фотограф, режиссер. Из купеческой семьи. Окончил два класса гимназии и Городские классы рисования в Ярославле. В 1906 году поступил в МУЖВЗ. На четвертом году обучения в 1910 году был исключен за невзнос платы. Вернувшись в Ярославль, Мосягин становится членом ЯХО и экспонентом всех его выставок (1910-1923 гг.). Творческий путь художника можно отчасти проследить по каталогам и рецензиям на эти выставки. Уже в 1910 году он был отмечен автором обзорной статьи по выставке в газете «Голос» (1910 г., №88), он характеризуется как «поэт ночи». На выставке этого года он показал ряд пейзажей, в которых стремился передать живописными средствами сияние лунного света, эффекты от горящих фонарей на ночных улицах. Здесь же появились первые городские пейзажи с уголками ярославских улиц и площадей, с уникальными памятниками архитектуры, такие как «Богоявленская площадь». На последующих выставках он экспонировал свои живописные работы «Власьевская улица», «Старый Ярославль ХVII века».

Ярославль был одной из ведущих тем в творчестве художника. Сохранились в нетронутом виде далеко не все места, увековеченные на его картинах. Многие пострадали или полностью уничтожены во время июльских событий 1918 года. Мосягин писал и экспонировал много пейзажей этюдного характера: «После дождя», «Весна», »Туманное утро», «Серый день» и др. Они говорят о стремлении автора запечатлеть не только уголок природы сам по себе, а передать и его состояние. Не всегда критика была благосклонна к художнику. В 1911 году его упрекали за «чересчур любительские» этюды и не раз отмечали недостаточное владение рисунком. К 1913 году творчество Мосягина приобретает стабильность. Его работы становятся разнообразнее в жанровом диапазоне. Он пишет и экспонирует на выставках портреты, в частности, «Портрет И.А.Лазарева» (1914 г.), работы жанрового характера, («На Толкучке» 1913 г.) или пейзажи с элементами жанра («На Волге» 1923(?)). В 1915-1916 годах Мосягин экспонировал свои произведения на выставках Троице-Сергиевского художественного общества.

Последний раз он показал свои работы на выставке, устроенной Ярославским художественным обществом совместно с Художественной галереей в 1923 году. Автор критической статьи (Северный рабочий.1923 г. №214) отметил одну из работ с четырьмя фигурами, мечтающими «в лунном сиянии» на палубе парохода. Это описание совпадает с картиной «На Волге», переданной в ЯХМ с другими работами в 1960 году семьей художника. В собрании ярославских музеев представлено более 20 живописных работ Мосягина. Значительная часть поступила в 1923 году в дар от самого автора перед его отъездом в Москву.

Сохранившиеся сведения о Мосягине ярославского периода скупы. В личной анкете 1920 года, в перечне профессий он указал: художник, фотограф, кинооператор, режиссер. В 1917-1918 годах Мосягин работал на киностудии акционерного общества «Г.Либкин» в Ярославле. Он снял в эти годы более десяти фильмов. Все они погибли во время пожара на киностудии в 1918 году. В этот период Мосягин стал сотрудником Губсекции ИЗО, его имя встречается в списках Рабиса по секции «кинофикация». После переезда в Москву Мосягин работал оператором на разных киностудиях, пробовал свои силы как режиссер. Эти грани его творчества, увлечение фотографией отразились на его произведениях. Очень часто композиционно они напоминают стоп-кадр. В цветовом решении они также ассоциируются с «кинематографическим» видением. Живопись Мосягина часто малоэмоциональна, но это не умаляет ценности его произведений. Они занимают значительное место в художественном наследии Ярославля I-ой четверти ХХ века.

Голенкевич Н.П.



Мосягин В.П. Сретенский пролом. 1913  г.
Мосягин В.П. Сретенский пролом. 1913 г.