в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Апраксино
Архангельское
Бектышево
Богородское
Большие Соли
Большое Село
Борок
Борисоглебские слободы
Брагино
Бурмакино
Ваулово
Вексицы
Великое
Величково
Веретея
Веськово
Вознесенское на Урдоме
Воронино
Воскресенское
Вощажниково
Вятское
Гаврилов-Ям
Дача А.В.Локалова в Гаврилов-Яме
Гагарино
Глебовское
Горка
Горки
Горушка
Дивная гора
Диево – Городище
Елизарово
Елпатьево
Еремеевское
Еремейцево
Загорье
Закоторосльные слободы
Заозерье
Золоторучье
Большое Ивановское
Иловна
Ильинское
Карабиха
Климатино
Коприно
Коренево
Костюрино
Красное
Кривец
Крюково
Курба
Малково
Михайловское
Мурзино
Нагорье
Неверково
Некоуз
Нескучное
Николо-Топор
Новинское (Новое)
Ново-Александровское
Новое
Новоселка
Норское
Охотино
Павлово
Пахма
Петровск
Петровское
Поводнево
Погорелово
Поречье-Рыбное
Пужбол
Пятницкая Гора
Рудина-Слободка
Рыбницы-Новоспасское
Семибратово
Сера
Сить-Покровское
Смоленское
Сосновец
Спасское
Станы
Стогинское
Сулость
Татищев Погост
Тимохово
Тихвинское
Толбухино
Троицкое
Угодичи
Угольники
Улейма
Уславцево
Усово
Усолье
Флоровское
Хороброво
Шашково
Шелдомежь
Шестихино
Щекотово
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Шелдомежь

Шелдомежь - село на территории Некоузского района, прежде входило в состав Мышкинского уезда, расположено у реке Болотея. Жители до сих пор полагают, что название Шелдомежь исходит от слов «шел до межи» и что в этом заключена память об отступлении русских воинов в битве с татарами до границы с Новгородом.

В селе сохранились фрагменты Шестаковского монастыря с Собором Богоматери и кладбищенской церковью Воскресения. Известно, что церковь Воскресения была построена на средства Н. Д. Скрипицына в 1779 году. От собора до сегодняшнего дня сохранился лишь гигантский купол средокрестия храма с люкарнами и световым барабаном на четырех опорных столбах.

Женский Шелдомежский-Шестаковский монастырь, стихийно появившийся в 70-е прошлого века, был узаконен в 1887 году, а его собор строился на грани XIX-XX веков, Это было время увлечения архитектурным наследством средневековой Руси и его интерпретации для отражения величия Российской Империи, что сказалось на форме и размерах собора. Собор Божьей Матери Шестаковской виден почти из любой точки р. Болотеи, что делает его выразительной доминантой окружающих пейзажей. Велико было значение самого монастыря как социокультурного явления для всех населенных пунктов вдоль реки Сить. В вопросах религиозного воспитания и просвещения монастырские настоятели умело использовали героические предания боевой древности, монахини ухаживали за наиболее чтимыми в округе курганами, а в памятные дни исторической битвы на Сити монастырь проводил в этих местах службы. Главные монастырские праздники были 4-6 марта.

Е.К.