в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Авраамий
Адриан
Азанчевские-Азанчеевы
Аксаков И.С.
Александр Ярославич (Невский)
Арсений
Арсений
Арсеньев Ф.А.
Артынов А.Я.
Афанасий
Барщевский И.Ф.
Батюков И.П.
Безобразов А.М.
Белоногов И.М.
Берендтс Э.Н.
Бирон Э.И.
Богданович А.Е.
Богданович М.А.
Борис Владимирович
Буренины
Бутурлин А.П.
Бухарев А.М.
Бушковы
Бычковы
Вахрамеев И.А.
Вахрамеевы
Верхотуров Н.И.
Виноградов С. А.
Владимиров И.
Волков Ф.Г.
Воротилов С.А.
Гладков Н. А.
Голицын М.Н.
Головщиков К.Д.
Голохвастовы
Гомилевский М.И.
Дерунов С.Я.
Димитрий
Димитрий
Дмитриев С.
Дмитриевский И.А.
Дорофей
Достоевский А.М.
Дружинин Н.П.
Дунаевы
Дьяконова Е.А.
Евреиновы
Евфимий
Жадовская Ю.В.
Жемчугова-Ковалева П.И.
Журавлевы
Завязошниковы
Затрапезновы
Зиновьев В.Н.
Золотаревы
Зубов Ф.
Иаков
Иванчин-Писарев А.И.
Игнатий
Игнатий
Иконниковы
Иоиль
Иона
Иринарх
Исайя
Исидор Твердислов
Капустин М.Н.
Карновичи
Карповы
Кассиан
Кекин А.Л.
Киссель Ф.Х.
Коренев Д.М.
Костров Г.В.
Крашенинников В.В.
Крылов А.П.
Крылов А.Ф.
Куимовы
Курбский А.М.
Кучумовы
Лавров Н.Ф.
Лазарев И.А.
Леонтий
Лермонтов Н.Ю.
Лествицын В.И.
Лихачевы
Ломтев Н.П.
Лыткины
Лютеры
Майков И.А.
Майковы
Мельгунов А.П.
Мизинов П. И.
Михалковы
Михеев В. М.
Морозов Н.А.
Мосягин П.В.
Мудрый К.В.
Мусин-Пушкин А.И.
Мусин-Пушкин С.А.
Мусин–Пушкины
Мыльников Н.Д.
Назарьевы-Гурьевы
Некрасов Н.А.
Некрасовы
Несытов М.В.
Никита
Никитин Г.
Никифоров А.А.
Никольский Ф.Я.
Нил
Окерблом И.И.
Оловянишниковы
Опекушин А.М.
Опочинины
Паисий
Панков Ф. И.
Паньков П.Я.
Пастуховы
Первухин Н.Г.
Петр, царевич Ордынский
Петровичев П.И.
Плеханов Д.Г.
Плешанов П.Ф.
Поздеев Н.И.
Полторацкий К.М.
Понизовкины
Прохор
Путятин Р.Т.
Романовский П. А.
Ростовские князья
Сабанеевы
Салтыков М.Е.
Салтыковы
Самуил
Санковский В.Д.
Сарафанниковы
Саренко Г.В.
Светешников Е.А.
Свиньин П.П.
Амфилохий Павел Иванович Сергеевский
Сергий Радонежский
Серебренников С.А.
Серебренниковы
Сигсон А.А.
Сильвестр
Скрипины
Слепушкин Ф.Н.
Смирнов М.И.
Смирновы
Собинов Л.В.
Соковнины
Солнцев Ф.Г.
Сопляковы
Сорокины
Спиридов Г.А.
Суриков И.З.
Сухово–Кобылин А.В.
Тарханов И.В.
Титов А.А.
Титовы
Тихомиров И.А.
Тишинин Н.И.
Трефолев Л.Н.
Трехлетов Е.В.
Трифон
Троицкий И.Д.
Тюменевы
Угрюмов Г.И.
Ульянов Н.Д.
Унковский И.С.
Устиновы
Ухтомские
Ухтомский А.Г.
Ушаков Ф.Ф.
Ушинский К.Д.
Федотовы
Филатьевы
Холмогорец С.С.
Хомутовы
Черный Ф.Р.
Чистовы
Шаляпин Ф.И.
Шаховской Д.И.
Шибанов М.
Ширяев В.Н.
Шитов С.Ф.
Шляков И.А.
Шпилевский С.М.
Штюрмер Б.В.
Шустовы
Юровы
Яковлевы
Якушкин Е.И.
Ярослав Мудрый
Промышленность и сельское хозяйство


 

Коренев Д.М.

Коренев Дмитрий Михайлович (около 1742 г., г. Ярославль - 3.04.1826 г., г. Ярославль), живописец, портретист.

Семья Коренева жила в приходе церкви Святого Духа и значилась среди посадских людей. Отец Коренева - Михаил Степанович (около 1712-18.05.1781 гг.), вероятно, был кузнецом, т.к. писался в исповедных росписях под прозвищем Кузнец (или фамилией Кузнецов). Мать - Ирина Ивановна (около 1716-1780 гг.) была дочерью дьякона. В семье было четверо сыновей и три дочери (младшая, Матрена (1751/1753-? Гг.) была матерью иконописца П.А.Иконникова). В 19 августа 1761 года Коренев женился на Татьяне Ивановне Горшковой (около 1745-21.11.1822 гг.), бывшей крепостной владельца шелковой фабрики И.И.Полуярославцева. У художника было трое сыновей: Алексей, Александр и Дмитрий (1786-около 1859 гг.). По крайней мере, один из сыновей пошел по стопам отца, учился у него, писал иконы.

Сформировавшись в посадской среде ремесленных художников, зачастую совмещавших различные виды художественной деятельности, Коренев перенял навыки и традиции местной школы. Он выработал свой почерк, развивая индивидуальную манеру письма, оставаясь в рамках принятой в провинциальном искусстве системы изобразительно - выразительных средств. Занятия живописным ремеслом оказались доходными и, по объявлению капитала, художник с женой «выбыл» в купеческое сословие. Теперь он значится купцом третьей гильдии и «имеет мастерство живописное». Мы не знаем ранних произведений Коренева. Знакомство с его творчеством начинается сразу с грандиозной серии портретов благотворителей, написанных живописцем для открытого в городе Ярославле Дома призрения ближнего и составляющих основу его художественного наследия.

Галерея портретов дошла до нас почти в полном составе и поступила в Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник после 1918 года из Екатерининской гимназии (открытой в Доме призрения). Среди произведений только одно оказалось подписанным художником - Портрет И.Я.Кучумова. На лицевой стороне холста слева внизу выведено: «1784-м году Писалъ Дмитрей Кореневъ». Авторская подпись на портрете XVIII века, причем, на обращенной к зрителю стороне, является довольно редким случаем, тем более в провинции. При сравнительном анализе была установлена принадлежность кисти мастера еще 17 произведений. Галерея представляет собой композицию из двух больших парадных портретов в рост (губернатора А.П.Мельгунова и самого крупного жертвователя купца И.Я.Кучумова) и ряда малоформатных погрудных изображений остальных благотворителей.

Данные произведения представляют Коренева уже сложившимся мастером, завоевавшим признание в городе и выбранным самим губернатором для выполнения ответственного заказа. Портретную галерею отличает прекрасно найденное соотношение частей и целого, как в общем композиционном и идейном взаимодействии больших и малых образов, так и в каждом из них. Живописная форма портретов строится на контрасте нагруженного краской, буквально вылепленного лица (и кистей рук в ростовых портретах) с почти гладкой и тонкой живописью костюма. Такой необычный для XVIII века прием является особенностью индивидуальной манеры Коренева и позволяет полнее выразить содержание портрета. Создание Галереи благотворителей поставило ярославских живописца в ряд выдающихся мастеров своего времени. К этому же периоду творчества относится еще один из известных портретов Коренева, датированный маем 1786 года, на котором представлен ярославский купец В.Д.Баранов (находится в собрании ГРМ). По живописным качествам и выразительности он близок портретам из Дома призрения, прежде всего купцу Кучумову. Их фигуры и лица отражают не узко сословную принадлежность купечеству (нет и купеческой атрибутики, кроме одежды и причесок), но гордость и значимость служения на благо города и даже возвышенность духа, как следствие их благотворительной деятельности. Подобные характеристики, пожалуй, еще очень редки в купеческих портретах, особенно у столичных художников.

В 1780-е годы Коренев работал также по заказу вологодского губернатора Макарова, сделав росписи для домашнего театра в губернаторском доме (картины не сохранились) и, написав портрет Екатерины II, вероятно, копийный (местонахождение неизвестно). Зато известна другая копия, с портрета Екатерины II типа Рослина - Рокотова, обнаруженная в фондах Государственного Эрмитажа. Она выполнена Кореневым в 1796 году, о чем свидетельствует подпись. К бесспорным произведениям художника относится портрет М.И.Чернышевой в детском возрасте, который был написан в 1792 году, как сообщает надпись на обороте (собрание ГРМ). Образ юной дамы завораживает открытостью чувств, непосредственностью их выражения, гармонией простой формы и ясности содержания.

В 1790-е годы Коренев служил заседателем в магистрате. К 1810 году, «по неимению капитала», престарелый и отошедший от дел художник с семьей выбыл в мещанское сословие. Год и день его смерти, в отличие от даты рождения, удалось найти точно по метрической книге церкви Святого Духа за 1826 год: «[Умер] ярославской посадской Дмитрей Михайлов Коренев ... от старости лет». А в приходной книге той же церкви записано, что прихожанами «подано за покров по умершем ... денег двенатцать рублей». Этот факт, свидетельствовал об уважении сограждан и об известности художника среди горожан. Значительность и масштабность искусства Коренева переросли границы родного города, внеся его в золотой фонд русской культуры.

Федорова И.Н., Шемякин А.И.



Коренев Д.М. Портрет Хомутова А.Н.
Коренев Д.М. Портрет Хомутова А.Н.