| Волков Ф.Г.
Волков Федор Григорьевич (1728 г., г. Кострома - 4.04.1763 г., г. Москва, похоронен в Спасо-Андрониевом монастыре) - выдающийся русский актер, театральный деятель, основатель русского национального театра. Волков был пасынком ярославского купца и промышленника Ф.Полушкина. Детство Волкова прошло в Костроме. С 1735 года семья живет в городе Ярославле. В 40-х годах Волков был послан Ф.Полушкиным в Москву, «в науки», для изучения основ коммерческого дела. В Москве происходит знакомство Волкова с итальянским оперно-балетным театром. Пребывание в Москве, посещение Санкт-Петербурга (1746 г.) значительно расширило кругозор будущего организатора русского национального театра. После смерти отчима Волков становится наследником его состояния, получив в полное владение его кожевенные и серно-купоросные заводы. Волков неохотно управлял заводами, все вдохновение и время он отдает театру, к созданию которого приходит, обладая талантом, энергией и необходимыми знаниями. С 1750 года в городе Ярославле начинаются регулярные представления труппы «охочих комедиантов» (любителей), возглавляемой Волковым. В составе этой труппы были знаменитые в будущем актеры И.Дмитревский, Я.Шумский, А.Попов и др. Первоначально театр помещался в т.н. «кожевенном амбаре» (помещении для хранения кож), оборудованном для театральных представлений. Спектакли пользовались большим успехом у ярославской публики. Однако небольшой театр стал тесен для умножающегося числа зрителей. Волков обращается к зрителям, к публике, дабы собрать средства для постройки нового театра. По словам Новикова, новое театральное здание, построенное под наблюдением Волкова, вмещало до тысячи зрителей. Волков отличался завидной многогранностью: он был архитектором, живописцем, художником, машинистом сцены, а потом директором, режиссером и первым актером. В репертуаре театра Волкова ярославской поры духовные драматические сочинения Димитрия Ростовского, пьесы Сумарокова, Ломоносова, комедии Мольера. Обращение к русской драматургии было значительным явлением - профессиональный, общедоступный театр, созданный в Ярославле, становился национальным театром. В 1751 году вести о ярославском театре доходят до Санкт-Петербурга. Сенатский чиновник Игнатьев, находясь в городе Ярославле по казенным делам, посещает спектакли волковской труппы, а затем сообщает о ярославском театре в своем отчете о поездке. 5 января 1752 года был издан высочайший указ о перевозе труппы Волкова в Санкт-Петербург. В конце января 1752 года ярославцы прибыли в Царское Село. Наиболее способные и талантливые актеры-ярославцы были отданы на обучение в Шляхетный корпус, где проходили общий курс вместе с кадетами, за исключением военных дисциплин. Через четыре года, когда время обучения подошло к концу, 30 августа 1756 года от имени императрицы был дан указ правительствующему Сенату: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления трагедий и комедий театр...» В отличие от типа придворного театра театр В. являлся общедоступным и был рассчитан на широкие слои городской публики. 1756-62 года - годы расцвета творческого дарования Волкова. Высокое профессиональное мастерство, природная одаренность способствовали признанию таланта Волкова, славе первого актера Российского театра. В. отстаивает национальную самобытность русского театра, ратует за развитие отечественной науки, литературы, искусства. Это время сближения и сотрудничества Волкова с Ломоносовым, Тредиаковским, Сумароковым, знакомство с будущим писателем и комедиографом Фонвизиным. Актерские работы Волкова отмечены тираноборческим пафосом, он равно владеет и лирической, и сатирической интонацией и жанровой формой. Волков был не только актером, но и театральным деятелем в самом широком смысле этого слова. Он принимал активное участие и в политической жизни страны. Волков явился одним из прямых участников заговора против императора Петра III, в результате которого свершился дворцовый переворот, царь был убит, а на трон вступила Екатерина II. Волков уверовал в утопическую легенду о монархине как великой просветительнице народа, в ее слова о театре: «Театр есть школа народная, а государыня в ней старшая учительница». В начале 1763 года Волков была поручена важная государственная задача: на его плечи было возложено полное руководство работами по созданию грандиозного маскарада «Торжествующая Минерва» - празднество должно было проходить в Москве по случаю коронации Екатерины II. Маскарад должен был оправдать дворцовый переворот, объяснив его как победу справедливости и разума, прославить императрицу как «торжествующую Минерву», покровительницу искусств и просвещения. Но маскарад имел целью и осмеяние социальных язв, беззакония, произвола власть предержащих. В числе государственных пороков были представлены Невежество, Несогласие, Обман, Мздоимство, Спесь, Мотовство, Превратный Свет. В толпе карнавала шли Обираловы и Обдираловы, надменные Кривосуды, плутне писатели и крючкотворцы, волокитчики и бюрократы XVIII века. Великолепная организация массового зрелища свидетельствовала об исключительных режиссерских способностях Волкова, о его умении привлечь творческие силы народа к участию в маскараде. Огромное напряжение сил, затраченных Волкова, привели к роковому концу. После сильной простуды началась горячка, болезнь оказалась смертельной. В апреле 1763 году Волков скончался. Именем Волкова названы театр (Российский академический), центральная площадь и одна из улиц в городе Ярославле. В 1975 году в связи с 225-летием театра в городе Ярославле, на площади Волкова воздвигнут памятник первому русскому актеру. Ваняшова М.
| |