в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Авраамий
Адриан
Азанчевские-Азанчеевы
Аксаков И.С.
Александр Ярославич (Невский)
Арсений
Арсений
Арсеньев Ф.А.
Артынов А.Я.
Афанасий
Барщевский И.Ф.
Батюков И.П.
Безобразов А.М.
Белоногов И.М.
Берендтс Э.Н.
Бирон Э.И.
Богданович А.Е.
Богданович М.А.
Борис Владимирович
Буренины
Бутурлин А.П.
Бухарев А.М.
Бушковы
Бычковы
Вахрамеев И.А.
Вахрамеевы
Верхотуров Н.И.
Виноградов С. А.
Владимиров И.
Волков Ф.Г.
Воротилов С.А.
Гладков Н. А.
Голицын М.Н.
Головщиков К.Д.
Голохвастовы
Гомилевский М.И.
Дерунов С.Я.
Димитрий
Димитрий
Дмитриев С.
Дмитриевский И.А.
Дорофей
Достоевский А.М.
Дружинин Н.П.
Дунаевы
Дьяконова Е.А.
Евреиновы
Евфимий
Жадовская Ю.В.
Жемчугова-Ковалева П.И.
Журавлевы
Завязошниковы
Затрапезновы
Зиновьев В.Н.
Золотаревы
Зубов Ф.
Иаков
Иванчин-Писарев А.И.
Игнатий
Игнатий
Иконниковы
Иоиль
Иона
Иринарх
Исайя
Исидор Твердислов
Капустин М.Н.
Карновичи
Карповы
Кассиан
Кекин А.Л.
Киссель Ф.Х.
Коренев Д.М.
Костров Г.В.
Крашенинников В.В.
Крылов А.П.
Крылов А.Ф.
Куимовы
Курбский А.М.
Кучумовы
Лавров Н.Ф.
Лазарев И.А.
Леонтий
Лермонтов Н.Ю.
Лествицын В.И.
Лихачевы
Ломтев Н.П.
Лыткины
Лютеры
Майков И.А.
Майковы
Мельгунов А.П.
Мизинов П. И.
Михалковы
Михеев В. М.
Морозов Н.А.
Мосягин П.В.
Мудрый К.В.
Мусин-Пушкин А.И.
Мусин-Пушкин С.А.
Мусин–Пушкины
Мыльников Н.Д.
Назарьевы-Гурьевы
Некрасов Н.А.
Некрасовы
Несытов М.В.
Никита
Никитин Г.
Никифоров А.А.
Никольский Ф.Я.
Нил
Окерблом И.И.
Оловянишниковы
Опекушин А.М.
Опочинины
Паисий
Панков Ф. И.
Паньков П.Я.
Пастуховы
Первухин Н.Г.
Петр, царевич Ордынский
Петровичев П.И.
Плеханов Д.Г.
Плешанов П.Ф.
Поздеев Н.И.
Полторацкий К.М.
Понизовкины
Прохор
Путятин Р.Т.
Романовский П. А.
Ростовские князья
Сабанеевы
Салтыков М.Е.
Салтыковы
Самуил
Санковский В.Д.
Сарафанниковы
Саренко Г.В.
Светешников Е.А.
Свиньин П.П.
Амфилохий Павел Иванович Сергеевский
Сергий Радонежский
Серебренников С.А.
Серебренниковы
Сигсон А.А.
Сильвестр
Скрипины
Слепушкин Ф.Н.
Смирнов М.И.
Смирновы
Собинов Л.В.
Соковнины
Солнцев Ф.Г.
Сопляковы
Сорокины
Спиридов Г.А.
Суриков И.З.
Сухово–Кобылин А.В.
Тарханов И.В.
Титов А.А.
Титовы
Тихомиров И.А.
Тишинин Н.И.
Трефолев Л.Н.
Трехлетов Е.В.
Трифон
Троицкий И.Д.
Тюменевы
Угрюмов Г.И.
Ульянов Н.Д.
Унковский И.С.
Устиновы
Ухтомские
Ухтомский А.Г.
Ушаков Ф.Ф.
Ушинский К.Д.
Федотовы
Филатьевы
Холмогорец С.С.
Хомутовы
Черный Ф.Р.
Чистовы
Шаляпин Ф.И.
Шаховской Д.И.
Шибанов М.
Ширяев В.Н.
Шитов С.Ф.
Шляков И.А.
Шпилевский С.М.
Штюрмер Б.В.
Шустовы
Юровы
Яковлевы
Якушкин Е.И.
Ярослав Мудрый
Промышленность и сельское хозяйство


 

Ломтев Н.П.

Ломтев Николай Петрович (Алексеевич) (1816 г., г. Ростов Великий (?), Ярославской губернии - (16.09?).1858 г. (по др. св. 1859 и 1863), г. Санкт-Петербург, похоронен на Смоленском кладбище).

Живописец, график. Писал картины на исторические, религиозные и литературные сюжеты, пейзажи. Биография Ломтева мало изучена. Архивные и мемуарные источники приводят два отчества, три даты смерти, не указывают место рождения. По сохранившемуся дневнику Ломтев, который он вел в Италии в июле - сентябре 1844 года, известно, что раннее детство его прошло в городе Ростове. Вдали от Родины он мечтал о городе, мечтал «увидеть его Кремль, соборы, монастыри, в особенности Петровский и наш приход Покрова - Богородицы...». Из текста ясно, что род Ломтева происходит из города Ростова, там жила его родня. Можно предположить, что и будущий художник родился здесь, а отец, будучи купцом, по делам был связан с Санкт-Петербургом. К середине 1830-х он перевез туда семью и в документах уже назывался санкт-петербургским купцом третьей гильдии.

Вероятно, в 1837 году Ломтев поступил в Академию художеств вольноприходящим учеником. Известно, что он учился у профессора исторической живописи Ф.А.Бруни. Сохранились два рисунка на сюжеты из истории языческой Руси: «Водружение щита Олега на врата Царьграда» (ГРМ) и «Смерть Олега» (ГТГ), последний из которых датирован февралем. Как и Бруни, художника романтической эпохи, Ломтева привлекли героические и трагические сюжеты русской истории, но решал он их уже по-новому, превзойдя учителя в выразительности композиции.

В начале 1839 года он выехал в Италию на средства своего отца, воспользовавшись тем, что Бруни в сентябре 1838 года отправился в Рим для завершения работы над «Медным змием». После отъезда учителя в Россию в 1841 году, Ломтев оказался в совершенно бедственном положении. О жесточайшей нужде и как ее результате - пьянстве Ломтев сам постоянно писал в дневнике: «Не работал. Без денег, не на что обедать», «работал - обедал дома на деньги за проданные старые брюки», «не было денег, сидел дома и работал», «упился зело».

Тем не менее, своей одаренностью он обратил на себя внимание художников русской колонии. Принимал участие в его судьбе и Александр Иванов. Несмотря на отсутствие денег, иногда по 10-12 месяцев, и на связанные с этим тяжелые обстоятельства жизни, Ломтев изучал Римскую школу, писал пейзажи, правда, работал не регулярно. То, что им было создано в Риме, представляло собой лишь эскизы будущих картин. Даже главную картину «Ангелы возвещают небесную кару Содому и Гоморре» (ГТГ), которую намеревался представить в Академию художеств в качестве отчета, он долго не мог написать. Когда, наконец, картина была написана и в 1845 году послана в Санкт-Петербург, она получила одобрение совета Академии и принесла Ломтеву звание неклассного художника и обещание впредь оказывать ему покровительство. Отец, узнав о присвоении звания, обратился в Академию с просьбой отозвать сына на родину, т.к. не имел более возможности содержать его, издержав «на нем» 15 тыс. руб. ассигнациями. Он выслал деньги на уплату долгов и обратную дорогу.

В 1846 году Ломтев вернулся в Санкт-Петербург, но и здесь ему мало везло. В 1849 году он просил Академию художеств о пособии. Ломтев написал несколько эскизов, показал их на академической выставке. Не имея средств создать по ним картины, он пришел в отчаяние от того, что даром прошли годы, проведенные в Академии и в Риме. Вероятно, ни существенной поддержки, ни заказов на картины или копии Ломтев не получил. В конце 1850-х годов он снова в бедственном состоянии. Произведения мастера пользовались большой известностью и высоко ценились в художественных кругах. Помимо Третьякова, купившего пять работ, эскизы Ломтева «за великие деньги» приобрел князь Голицын. Вероятно, раскупали и выменивали эскизы и другие люди, пользуясь при этом, по свидетельству Горавского, болезненным состоянием художника. Полученным после смерти отца наследством Ломтев не смог воспользоваться, т.к. в этом же году умер от простуды.

Большинство задуманных им полотен на исторические и религиозные темы остались реализованными только в эскизах. Трагедия Ломтева - в невозможности осуществить свои замыслы в большом масштабе, в отсутствии социального заказа в лице официальных учреждений. Впрочем, в подобном положении в 1850-е годы оказались и знаменитости - К.П.Брюллов и А.А.Иванов. Эскиз, превосходящий законченную картину цельностью общего впечатления, эмоциональностью и живописностью, стал новаторской формой в это переходное время. И лучшие эскизы Ломтева выделялись среди современных им академических работ темпераментной живописью, сложной передачей движения и богатой игрой света. Он легко строит многофигурные композиции, отодвигая главного героя вглубь, используя контраст спокойной фигуры и кипящей толпы и достигая эмоционального единства только живописными средствами.

Произведений Ломтева сохранилось не много, художник не относился к разряду плодовитых. Почти все работы сосредоточены в Третьяковке и Русском музее. Ярославский художественный музей гордится редким эскизом его кисти - «Между учителей. Христос - отрок в синагоге».

Федорова И.Н.



Н.П.Ломтев. Между учителями. Христос-отрок в синагоге. Эскиз
Н.П.Ломтев. Между учителями. Христос-отрок в синагоге. Эскиз